15-ть различий между обличением и осуждением
Несмотря на то, что внешне практика обличения и осуждения очень близка, их суть на самом деле очень различна.
Этимологии слов:
«Обличать» – значит, показать истинный облик поступка.
«Осуждать» – значит вершить суд над человеком.
Обличение по своей сути является добродетелью и поэтому поощряется Богом – Лев. 19:17, Иез. 33:8. Осуждение же является грехом и запрещается Спасителем, сказавшим «не судите, да не судимы будете» – Мтф. 7:1.
Обличение совершается в осознании собственной несостоятельности в свете святости Бога – Ин. 8:7. Осуждение совершается с позиции собственной непогрешимости и, поэтому, права судить.
Обличать всегда эмоционально тяжело. Осуждать всегда естественно легко.
Обличение требует собственной чистоты. Осуждение часто совершается и не менее виновным человеком.
Обличение духовно-сдержанно. Осуждение душевно-эмоционально.
Объект суждения:
Обличение – это объективное осуждение пагубного поступка [Фил. 3:18] человека, имеющее под собой законное основание и доказательную базу – Титу 2:14-15. Осуждение же – это субъективное осуждение самого человека и мотивов его поступков.
Обличение возможно только по отношению к каждому из конкретных, определённых поступков и должно быть аргументировано «полезным для обличения» Писанием – 2 Тим. 3:16. Осуждение же почти всегда выражается «общими фразами» и часто аргументируется домыслами и мнениями.
Мотивы:
Обличение стремиться восстановить согрешившего, являясь проявлением «чистосердечной любви» к человеку, «нелицемерно верующим» ближним – 1 Тим.1:5. Осуждение же является проявлением личной внутренней неприязни к человеку и стремится разрушить жизнь обвиняемого.
Обличение всегда подкрепляется искренней молитвой о милости Бога к согрешившему. Осуждение же чаще всего выражается в, завуалированном под праведность, эгоистичном прошении о суде Божьем на осуждаемого.
Обличение стремиться исправить и сохранить авторитет согрешившего человека и поэтому, прежде всего, совершается «в глаза» один-на-один – Мтф. 18:15. Осуждение же стремиться всячески унизить осуждаемого и поэтому чаще всего совершается публично и «за спиной» самого человека.
Обличение совершается публично только после того, как все попытки личного увещевания оказались безуспешными – Мтф. 18:15-17. Осуждение же стремиться поскорее вынести «ссор из избы».
Обличение считается успешно завершенным сразу после признания человека в соделанном грехе. Осуждение использует исповеданный проступок, как аргумент для дальнейшего развития последующего унижения.
Обличение происходит из чувства сострадания и поэтому изначально совершается мягко, позитивно и с верой в скорое исправление. Осуждение является проявлением внутреннего желания вырасти в собственных глазах за счёт унижения другого и поэтому изначально жёстко, скептически настроено и без надежды на перемены.
Обличение лаконично указывает на проступок, стремясь примириться – Пр. 17:9. Осуждение драматизирует проступок, стремясь отдалиться.
Примеры:
Обличение: пророк Нафан обличает блуд царя Давида – 2 Цар. 12:1-7.
Осуждение: родственник Саула Семей осуждает царя Давида – 2 Цар. 16:5-12.