Skip links

Где же обещанное пришествие Его? Андрей Мурзин

Принцип понимания пророков

Как-то раз один служитель шутливо советовал другому: «Хочешь стать пастором большой церкви? Все, что тебе для этого нужно, – провести конференцию о последнем времени и объявить, что скоро придет Христос!» Вообще-то интерес к эсхатологии оправдан, но не хватает серьезного, ответственного подхода к толкованию пророческих текстов.

Мы коснемся двух важных учений Библии, без которых нельзя правильно понять обетования будущего. Но, чтобы читателю было интереснее, мы сделаем это в форме ответа на вопрос: почему мы до сих пор ждем Второго пришествия Христа, хотя и Иисус Сам, и апостолы говорили, что Он вернется очень скоро (Откр. 22:20; Иак. 5:9; 1 Пет. 4:7; Евр. 10:25, 37)? Ведь Христос обещал апостолам:

–  «Не успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий» (Мф. 10:23).

–  Некоторые из них «не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царстве Своем» (Мф. 16:28).

– «Не прейдет род этот, как все это будет» (Мф. 24:34).

И ранняя церковь, похоже, ожидала возвращения Христа очень скоро. Наверное, это одна из причин «христианской коммуны» (Деян. 2:45, 4:34–35). Павел тоже пишет, что «время коротко» и «проходит образ мира сего», поэтому не стоит уделять много внимания преходящим вещам (1 Кор. 7:29–31). Он, наверное, думал, что некоторые из его современников доживут до Второго пришествия (1 Фес. 4:15–17).

Но с тех пор прошло около 2000 лет… Где же Его пришествие? Рассмотрим сначала природу библейских пророчеств, а затем – как развивалось учение о последнем времени, начиная от Моисея.

Бог через пророков говорил не для того, чтобы просто информировать людей о будущем, а чтобы побудить их формировать свое будущее.

Многие привыкли думать, что предсказанное пророками обязательно должно исполниться точно так, как было сказано. Конечно, в целом верно, что истинный Божий пророк не ошибается, потому что через него говорит Господь (Втор. 18:18–22). Но предсказания Божьих пророков далеко не всегда сбывались именно так, как было объявлено. И главная причина этого в том, что Бог через пророков говорил не для того, чтобы просто информировать людей о будущем, а чтобы побудить их формировать свое будущее.

Ключевой текст Библии на эту тему – Иеремия, 18:7–10: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать зло пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его».

Господь не просто ставит нас в известность о будущем. Угроза суда – это призыв к покаянию. И исполнение благословений тоже зависит от верности народа. Бог воплощает свой замысел, взаимодействуя с людьми, поэтому учение о всевластии Бога следует дополнять учением о Божьем провидении. Вестминстерское исповедание веры (глава 5, параграф 2) гласит: «Хотя предузнание и установление Божие есть первопричина всего, что неизменно и безошибочно происходит, тем не менее, по тому же провидению, Бог установил вероятность событий, согласно природе вторичных причин. Наряду с неизбежностью существуют свобода и условие».

И мы на деле тоже так поступаем. Я говорю сыну: «Ай-ай-ай! Вот сейчас я тебя накажу!» Но дети знают, что это не безусловное предсказание неотвратимого возмездия. Мои слова – призыв к покаянию. Подразумевается условие: «если ты не перестанешь баловаться». Часто после такой угрозы ребенок перестает шалить, и я не применяю объявленное наказание.

Бывает и наоборот: я обещаю ребенку какое-то развлечение или угощение. Но если после этого он был непослушен, я могу в наказание отменить обещанное удовольствие.

Глава 18-я Книги пророка Иеремии открывает нам общий принцип, который нужно применять к любой пророческой вести в Библии.

Бог волен поступать с людьми в зависимости от того, как они откликнутся на угрозу суда или обещание благословения. Господь послал Иону к ассирийцам с, казалось бы, простым заявлением: «Еще сорок дней – и Ниневия будет разрушена!» (Иона, 3:4). Можно подумать, что это безусловное предсказание суда. Но надо отдать должное ниневитянам: при всем их нечестии они кое-что знали о Боге и о цели Его пророчеств. Вместо того чтобы сидеть сложа руки, они решили: это призыв к покаянию! Надо обратиться от злых дел, и тогда, кто знает, может быть, Бог отменит объявленное наказание (3:5–9). И были совершенно правы. Увидев покаяние, Бог помиловал их и отложил суд (3:10).

Таких примеров в Библии много. Иногда Господь отменяет наказание или смягчает его, а иногда откладывает благословение или его уменьшает. В других случаях Он усугубляет наказание или умножает благословение. Все зависит от того, как люди откликнулись на пророческое слово.

Итак, пророчества Библии – это не прогноз погоды. Пророки были посланниками великого Небесного Царя и призывали народ к верности завету.

Рассмотрев этот общий принцип к пониманию пророков, перейдем ко второму вопросу.

Каково учение всей Библии о последнем времени?

Главный замысел Божий, раскрытый в молитве «Отче наш», заключается в том, чтобы люди – образы Бога – распространяли Его Царство по всему миру. Настанет день, когда во всем величии Бог утвердит Свое правление на земле, как и на небе. Именно об этом Христос учил горячо молиться (Мф. 6:10) и достижению этой цели посвящать всю жизнь (Мф. 6:33).

Во времена Моисея распространение Божьего Царства (размножение и владычество над землей) осуществлялось в основном через Израиль. Но Моисей предвидел, что народ не будет верен завету и, отступая все дальше от Бога, усугубит наказание. Высшей мерой Божьего суда станет изгнание из земли обетованной. Но, когда в плену они покаются, Господь простит их. И потом, в последние дни, Бог вернет их в землю обетованную и щедро осыплет благами (Втор. 4:23–31).

Так Моисей заложил основание, на котором зиждется вся история пророческих ожиданий.

После Моисея пророки внесли некоторые дополнения. Спасение из плена будет включать возвращение в землю обетованную, восстановление храма и воцарение Сына Давидова. Кроме тем Храма и Царства Божьего, пророки дополнили эсхатологию Моисея еще одной темой – о языческих народах. С одной стороны, восстановление Израиля должно означать его победу над нечестивыми язычниками, порабощавшими его. Но, с другой стороны, многие язычники присоединятся к Израилю в поклонении единому живому Богу.

Вот такую картину последних времен рисует нам Ветхий Завет: Божьи благословения изольются на Израиль, и через истинную веру к нему приобщатся бесчисленные язычники. Божий народ завета распространится по всей земле. Новая земля и новое небо полны будут познания Господа. Мир придет на землю, и все народы, оставшиеся на ней, станут поклоняться Богу.

От чего зависело восстановление?

Господь сказал, что плен продлится 70 лет. И, на первый взгляд, так и произошло: в 539 году до Р. Х. по указу царя Кира первые переселенцы во главе с Зоровавелем возвратились в свою землю.

Но, увы, это восстановление оказалось только частичным. Мы теперь знаем, что пророчества исполняются не механически, а с учетом покаяния народа. Так вот, Даниил (9:2) через 70 лет, молясь о спасении, признает, что народ не умолял Господа, чтобы «обратиться от беззаконий…» (9:13–14,18). И Бог отвечает, что в Израиле не было достаточного покаяния, и поэтому полное восстановление откладывается. Вместо 70 лет плен продолжится семь раз по семьдесят (9:24). Ведь Бог предупреждал еще через Моисея: «Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши» (Лев. 26:18). И Аггей (2:20–22), и Захария (1:14–17) призывали к покаянию в надежде ускорить полноту времени. Но мы знаем, что владычество над землей обетованной переходило от одной языческой империи к другой до самого пришествия в мир Христа. О нескором спасении возвещают последние стихи Ветхого Завета (Мал. 3:1–3 и 4:1–3).

Как же исполнилось обетование восстановления Божьего Царства в Иисусе Христе?

Иисус возвещает долгожданное Евангелие Царства, то есть радостную весть о том, что наступило освобождение из плена, что пришел и воцарился Бог в лице Сына Давидова (Ис. 52:7; Мк. 1:14–15; Лк. 4:17–21).

Иудеи считали, что Мессия совершит восстановление Израиля немедленно. Они думали, что Бог сейчас же явит суд над нечестивыми и осыплет Свой народ вечными благословениями. Такие ожидания заметны, например, у Иоанна Крестителя. Сначала он указывает на Христа, как на Того, Кто скоро совершит праведный суд (Мф 3:11–12). Когда же Иисус не исполняет его ожиданий (Иоанн арестован, и власть по-прежнему в руках нечестивых), Иоанн начинает сомневаться, спрашивая: «Ты ли Тот?..» (Мф. 11:1–3).

Господь же не раз объяснял Своим ученикам, что восстановление будет длительным и постепенным. Он сравнивает Царство Божье с крошечным горчичным зерном, которое вырастает в огромное дерево. Затем Иисус приводит сравнение с закваской, которая постепенно заквашивает все тесто (Мф. 13:31–33). Смысл этих притч в том, что восстановление Царства свершится не сразу, а постепенно.

Первое пришествие Христа – это установление Царства. Второй этап – развитие Царства – это время, в которое мы живем, между Первым и Вторым пришествиями. Третий этап – полнота Царства – наступит со Вторым пришествием Христа, когда в полной мере совершится восстановление, обещанное древними пророками.

Итак, Христос уже воцарился, и наступил, как говорили иудеи, «век грядущий». Но Его Царство еще не достигло всей полноты, и «век сей» пока продолжается. Богословы называют это «уже, но еще не совсем». Мы уже спасены (Еф. 2:8–9), но будем спасены окончательно со Вторым пришествием (Рим. 8:23–24). Мы уже святые (1 Кор. 1:2), но пока еще грешим (1 Ин. 1:8). Мы наследники Бога (Рим. 8:17), но пока имеем только залог этого наследия – Святого Духа (Еф. 1:13–14), а все творение унаследуем в конце (Мф. 5:5; Рим 8:32).

Когда же все это будет?

Зная, как исполнение обетований зависит от «человеческого фактора», мы можем сделать вывод, что сроки Второго пришествия Христа зависят ОТ НАС С ВАМИ.

Петр призывал: «Покайтесь и обратитесь… да придут времена отрады…» (Деян. 3:19–20). В оригинале причинно-следственная связь между покаянием и приходом Христа видна еще лучше: 20-й стих начинается словом «чтобы».

Иисус Христос говорил также, что Он не придет, пока Евангелие Царства не будет проповедано «по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф. 24:14).

Итак, апостолы верили, что благословения последнего времени реализованы частично, а при условии покаяния многих Бог предлагает скорое возвращение Христа. Но из-за недостатка покаяния Второе пришествие откладывается на неопределенное время. Несмотря на это, каждый истинно верующий молится в надежде, что наше покаяние и верность Господу ускорит приход Христа!

Лет через тридцать после вознесения Христа скептики подвергали сомнению реальность Второго пришествия. «Мир всегда остается неизменным, и не видно никакого Божьего вмешательства!» – насмехались они. Апостол объясняет, что Бог проявляет великое долготерпение в том, что откладывает пришествие Христа, потому что Он не хочет, «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (3:9).

Но Петр не просто констатировал факт: мол, что поделаешь, у Бога Свои планы, надо запастись терпением и ждать. Нет, подобно Аггею и Захарии, Петр использовал задержку как мотивацию для посвященной христианской жизни. Как и пророки Ветхого Завета, Петр предлагал Церкви ускорить приход Христа своим покаянием: «Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божьего?» (2 Пет. 3:11–12).

«Желающим» – не самый удачный перевод. Греческое «speu, dontaj» почти везде переводится как «ускоряющим». С точки зрения вечности, время прихода Христа неизменно предназначено. Но с точки зрения провидения – взаимодействия Бога с человеком, – пришествие может быть задержано или ускорено!

Петр также напоминает о том, чего именно мы ожидаем, – «нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (3:13). Не какого-то бестелесного витания в облаках или «растворения» в Боге, как в нирване. Со Вторым пришествием исполнятся все обетования: Царство Христа распространится по всему миру (Откр. 11:15); все творение – и землю, и небо – Бог преобразует в единый храм, то есть Он будет обитать с нами! (Откр. 21:22 и далее); Божий народ одержит полную победу над злом и в новом творении вступит во владение своим наследием (Откр. 21:7 и 22:3); и, конечно же, обновленная природа преобразится в рай (Откр. 22:1–2).

Вывод

Бог откладывает возвращение Христа из-за недостатка покаяния в Его народе. Но многое зависит от нас! Не стоит увлекаться поиском «знамений и признаков» Его пришествия. «Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого… ели, пили, женились и выходили замуж…» (Мф. 24:37–38). То есть жизнь будет идти своим чередом, и Второе пришествие будет НЕОЖИДАННЫМ! Строить догадки о сроках – не наше дело (Деян. 1:7).

Наше дело – приближать славный приход Господа Иисуса своим покаянием, праведной жизнью, верным служением, благовестием и молитвой.

Ожидание славного, видимого, физического, вселенского пришествия Христа веками вдохновляло христиан служить Ему верно перед лицом гонений, страданий, испытаний, болезней и смерти в надежде ускорить это пришествие. Эта надежда вдохновляет и нас быть верными Господу сегодня. Как и в первом веке, нам предлагается скорое возвращение Христа, и мы также молимся, чтобы Он исполнил Свое обетование в наши дни.

«Се, гряду скоро!» Аминь. Да, гряди, Господи Иисусе!

«Вера и жизнь», 6/2006

В статье использованы материалы Ричарда Пратта «Он дал нам пророков» (миссия «Третье тысячелетие», www.thirdmill.org)