Полная капитуляци”Я”, Сергей Сологуб
Несколько часов молитвенных размышлений постепенно перетекли в компьютер, затем прошли редакцию, верстку, вычитку и, наконец, превратились в эту небольшую статью. Надеюсь, что Господь сможет использовать ее для того, чтобы проговорить к твоему сердцу и снова напомнить о главных ценностях Царства.
Христоцентричность по своей природе противоестественна человеку, тебе и мне в том числе. И есть все основания утверждать это. Прежде чем говорить о христоцентричности, мы, несомненно, должны кое-что вспомнить о нашей… “я”- центричности. Совсем недавно, перечитывая историю грехопадения, я обратил внимание на одну особенность. Во время разговора со змеем Ева употребляла только местоимение “мы”, но это местоимение больше не встречается на ее устах после грехопадения! Даже тогда, когда Бог подарил этой первой семье первого ребенка, Ева сказала: “…приобрела я человека от Господа” (Быт.4:1). Она изменилась под властью оккупировавшего ее греха. В момент грехопадения человек отдал былое Божье первенство… самому себе. В тот “черный” момент произошла коронация человеческого “я”, и оно, гордое и надменное, воссело на троне человеческого сердца. Уверяю вас, что оно не собирается никому добровольно отдавать свой престол. Именно поэтому Христоцентричность подразумевает борьбу. Битву за первенство Христа, Его мыслей и действий в нашей земной жизни в теле. В момент нашего обращения Христос уже занял место в центре нашего духа. “Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим” (Иоан.14:23). Греческое слово “моне”, переведенное здесь как “обитель”, еще переводится как “местожительство, особняк”. Святой Бог поселился в особняке – нашем духе, но подчинение нашей плоти Его Божьим Указаниям Господь возложил на нас самих.
Мы, христиане, продолжаем жить в неискупленном теле, в теле, в котором гнездится наше “я”. Будучи уже зрелым христианином, я замечаю, как мое “я” дает знать о себе. Я могу видеть его в поступках и даже услышать его голос в собственных молитвах. Я продолжаю жить в одном теле с собственным эгоцентричным “я”. Однажды я обратил внимание на то, как мое “я” относится к Богу. Увиденное, поразило меня до глубины души!
Оказалось, что Господь в представлении моего “я” – Большая Марионетка! Я даже заметил, как оно жадно старается потянуть Его за ниточки-молитвы, использовать Его для исполнения своих бесконечных желаний! Если ты также замечал нечто подобное в своей молитвенной жизни, приглашаю тебя немного больше поговорить об этом. Сразу же попрошу прощения за излишнюю автобиографичность.
Альфа-Бог или… Альфа-я?!
Личное время уединения с Богом. Тайная комната, место и время, которое мы отводим для того, чтобы побыть наедине с Творцом. Казалось бы, это единственное место, огражденная от суеты и хаоса территория в нашей жизни, где уж точно господствует Христос. Но я однажды заметил, что именно здесь мое “я” начинает проявлять себя в большей мере… Как я это обнаружил? Просто задал себе несколько вопросов. Ради кого я провожу это время? Какой результат я ожидаю от общения с Богом? Читая Библию, сколько времени я думал о Нем и о Его интересах, а сколько о себе? Проанализировав это время, я с горечью убедился, что первенство в моей тихой комнате не всегда принадлежит Богу. Вспоминаются моменты, когда с Понедельника я принимал твердые решения быть чаще с Ним и ради Него Самого, но совсем недавно понял, что дело не столько в одном принятии решения, сколько в постоянном выборе. Теперь каждое утро я выбираю Бога. Я провозглашаю Его как Самую Главную Ценность в моей жизни. Самым дорогим, что у меня есть.
Христоцентричность – это не решение, это постоянный выбор. Это стиль жизни. Один человек как-то сказал: “Однажды, при покаянии, я поменял материальные ценности на духовные. Совсем недавно я поменял и материальные и духовные ценности на Бога”. И это также произошло недавно в моей жизни. Я понял, что самое лучшее для меня это – проиграть Богу. Сдаться Ему. Отдать Ему первенство в тихой комнате, в своих молитвах, в служении и проповеди. В книге Откровения Бог говорит о Себе и дальше повторяет это четыре раза: “Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель”(Откр. 1:8; 1:10; 21:6; 22:13). Я понял, что это также Его желание для моей жизни, начало и завершение которой – от Господа. Он хочет быть Альфой каждого моего дня по утрам и Омегой каждого вечера. Он претендует на то, чтобы быть Самой Главной Ценностью в моей жизни, и только Он этого заслуживает! Несомненно, что все первые места по праву принадлежат только Тому, Кто выкупил меня Своей Кровью. “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?” (1Кор.6:19). Подумать только, а сколько раз я позволял Ему быть “Бетой” или “Гаммой” моего рабочего дня, служения или даже
отдыха, отдавая Альфа-место своему “я”! Христоцентричность – это полная капитуляция своего “я” перед Вседержителем.
Кто мне ближе – Ирод или Закхей?
Христоцентричность напрямую касается моих молитв. В “Школе Молитвы” мы учим о том, что молитва – это встреча с Богом. Причем встреча особенная, не ради себя, а ради Него Самого. Давайте откроем Новый Завет и вспомним две небольшие истории. Историю про Закхея и историю про Ирода.
Обе эти истории записаны в Евангелии от Луки – в 19 и 23 главах. Что общего было у Закхея и Ирода? Известно, что они оба были состоятельными людьми, и оба желали встречи с Иисусом (19:3; 23:8). Они оба встретились с Иисусом, но Иисус по-разному вел Себя с каждым из них. Он заметил Закхея и даже первым заговорил с ним, а вот Ироду Он не проронил ни слова. Ни одного! Закхей получил от Иисуса намного больше, чем он ожидал, а Ирод остался “с носом”. Мне кажется, есть два типа людей, которые ищут Бога. Люди типа “Закхей” и люди типа “Ирод”. Одним Иисус охотно открывается и говорит с ними, а другие не слышат от Него ни слова. В чем же разница между этими людьми? В чем разница между Закхеем и Иродом? А вот в чем.
Закхею нужен был Сам Иисус, ведь он “искал видеть Иисуса, кто Он” (Луки 19:3). Его Иисус интересовал как Личность. А вот с Иродом все обстояло совсем иначе, потому что он “желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо” (Луки 23:8). В Иисусе, а вернее от Иисуса, ему нужно было одно – Его действие. Иначе говоря, Ироду вовсе не нужен был Иисус, чуда было бы достаточно, чтобы удовлетворить его “я”. В этом вся разница – одни ищут Бога ради Него Самого, другие – ради себя. Одни проводят время с Ним, чтобы созерцать Его и узнать Его ближе, а другие – для того, чтобы что-то получить от Него. Одним нужно Лицо Бога, а другим – Его рука и то, что в ней. Догадайтесь, чьи взаимоотношения глубже? А чьей мотив ближе тебе, на кого ты больше похож? Христоцентричность – это искать от всего сердца Бога. “И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим” (Иер.29:13).
Молиться за Его нужды
Иисус – наилучший пример Богоцентричности. “Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его” (Иоан. 4:34). Для Него угождение Богу-Отцу было ежедневной пищей. Но ведь это Иисус, скажет скептически настроенный читатель. Что ж, давайте попробуем найти в Писании человека, который бы поставил свои интересы на второе место после интересов Бога. Конечно же, нас в первую очередь интересует молодой человек и желательно из эпохи Нового Завета. Такой человек есть. Его звали Тимофей. Слова о нем мы находим в послании к Филиппийцам 2:19-21: “Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом. Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу”. Тимофей был молод, но не искал своего. Его “я” не было в центре его действий! Кто же занял это центральное место? Христос и угождение Ему.
Посмотрим шире на слово “христоцентричность”. Касается ли это моих молитв? Несомненно. Иисус- центр каждой моей молитвы. Это значит, что отраженные в ней нужды также должны быть Его нуждами. Его нуждами?! Один миссионер сказал: “Пусть мое сердце будет разбито тем, что разбивает сердце Бога”. Бог жаждет обращения людей, Он желает, чтобы города и народы обратились к Нему. “Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного” (Ис.45:22). Насколько это отражается в моей молитве? Или я присвоил ее себе?! Наилучшая молитва – это та, в которой главные нужды отражают главные интересы Бога. Но это далеко не просто, ведь нам приходится раскручивать свое “я” в другую сторону! Именно этого и желает от нас Бог, говоря: “А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего” (2 Кор 5:15).
Христоцентричность – это в первую очередь молиться о том, что интересует Бога, а не меня.
Божья грамматика
Предлагаю задуматься над вопросом: “Кто хозяин моей молитвы?” и… не торопиться с ответом. В русской грамматике есть три лица: первое это – “я”, второе – “ты” и третье – “он, она”. Писание учит нас другому! Первое лицо для нас – Он, Христос! Второе – ты, мой ближний. А третье – я. Давайте раскрывать в своих молитвах больше нужд о Божьих планах и Его воле, которые мы будем познавать каждый день через Его Слово. Давайте больше молиться о других, чем о себе.
Христоцентричность – когда “я” на третьем месте.
Подожди, Сергей, а как же личные насущные нужды, ну, по примеру молитвы “Отче Наш”? Конечно же, пусть они также приносятся к Престолу, но только после провозглашения Его царства и Его воли: “Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе” (Матф 6:10).
Вместо послесловия
Христоцентричная жизнь подразумевает один Центр. Одну Ценность. Одно Руководство для жизни и Одного Руководителя. Это Христос Иисус, воплощенное Слово Бога. Пришло время увольнения, или еще лучше – импичмента для нашего “я”. Да поможет нам в этом Господь. Об этом моя молитва. “И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня” (Гал.2:20).
Автор. Сергей Сологуб w w w . PECYPC . i n f o