Современная молодежь
6 апреля 2008. Разместил: миссия Global Vision
Современная молодежь – самая образованная, самая талантливая, самая привилегированная, какую мы только знаем в истории. Так почему же она так не постоянна, так не довольна, так несчастна? Что же она в действительности желает?
Один молодой профессор, теоретик «левого крыла», с бесстыдной откровенностью сказал: «Наше стремление – разорвать нашу страну на куски». Когда я его спросил, что же он намерен дать взамен разрушаемой им системы, он ответил: «Пока ничего. Но во всяком случае что-нибудь лучшее, чем то, что мы имели до сих пор».
Такой ответ не только звучит дико, но усугубляется еще тем, что это не одиночный голос «вопиющего в пустыне». Это голос значительной массы студентов.
Волнения в университетских городках оказывают свое влияние и на ту молодежь, которая не участвует в демонстрациях, не носит плакатов, не делает беспорядков, не участвует в столкновениях с полицией; но и она подвержена влиянию стихии времени, которую мы называем «кризисом духа». Это – потенциальная сила, ждущая пробуждения. Это то большинство, в
руках которого находятся ключи будущего всей страны. Оно находится в состоянии брожения, ища, за кем последовать, кому верить, под чьим флагом пойти.
Я с большим состраданием слежу за этой молодежью. На их лицах и в их письмах я читаю о их мечтах и надеждах; в них светится искренность и в то же время смешанные чувства: тоска по лучшему человеческому обществу, по неуловимому счастью.
Во время интервью спросили одного из популярных певцов, мог ли бы он дать какой-либо определенный рецепт для счастья.? Он ответил: «Мистер, я сам несчастлив! Я настолько одинок, что вы не можете себе этого представить!» Затем он поднялся и запел: «Живя в этом мире греховном, трудно покоя души мне найти. На дорогах одни лишь искушения. Куда
же мне идти? Я к Тебе, Господь, пойду…»
Так звучит голос молодежи, стоящей на распутье жизненных дорог.
В чем причина всех этих бедствий, которые испытывает наша молодежь? Старое поколение видело причину всех бедствий и трудностей жизни во грехе и дьяволе; новое поколение всю вину за свои проблемы возлагает на современное общество.
Кто же виноват? Может быть, родители, которые ничего другого не могли передать своим детям, как только «суетность жизни»? Может быть, система образования, не дающая мудрости, вбивающая в головы то, что отвергает душа? Или, может быть, это церковь, увлекающаяся расширением и совершенствованием административной машины, но забывшая основную задачу, возложенную на нее Господом, – пасти души человеческие?
Да, виноваты и родители, и школы, и церкви. Оказавшись в болезненных условиях кризиса, молодежь обнаруживает свою внутреннюю пустоту, бессилие, неприспособленность к жизни. Они чувствуют себя отверженными обществом, и им остается только уйти из жизни или же с ожесточением ее разрушать.
Как-то летом я присутствовал на выпускном вечере студентов Торонтовского университета. Присутствующие были ошеломлены поступком одного студента. Получив диплом, он сразу же его порвал. Затем подошел к микрофону и заявил, что его университетское образование ничего не значит. Вы скажете, что это крайность. Да, конечно. Такой поступок не разрешает основные вопросы и проблемы подрастающего поколения.
В беседе с молодежью во всех уголках мира мне приходилось находить тот же внутренний бунт, те же высказывания, ту же реакцию на окружающую их жизнь, которую они называют «бездушным материализмом». Больше всего им хотелось знать – как построить свою жизнь, как найти смысл и цель своим исканиям.
Проблемы современной молодежи могли бы разрешиться, если бы она нашла определенный, твердый закон морали, чтобы следовать его предписаниям. Но этого она пока не имеет.
Как же ей в этом помочь? Прежде всего, современной молодежи надо найти и принять кодекс нравственной основы жизни.
Молодежь, отвергнув старые законы морали, не нашла чем заменить их. Она Продолжает воспитываться на пагубной философии – доктрине дозволения, которая учит, что каждый человек должен сам прийти к выводу о том, что можно и чего нельзя, каких законов он должен придерживаться, а какими может и пренебрегать. Понятие о добре и зле, о их действиях
не должно основываться на одном определенном правиле, но зависит от времени, места и обстоятельств этих действий. Такая «доктрина» очень благоприятствует развитию греховных наклонностей человека.
Д-р Элтон Трублад пишет: «Люди всегда преступали законы, и в этом нет ничего нового. Новое лишь в том, что люди стали приходить к убеждению, что существующие законы, кроме «запрещений», не говорят, каково должно быть истинное поведение человека. Потому не только «старые» законы не могут удовлетворить их запросов, но и «новые» законы морали
слишком гибкие и не служат им надлежащим основанием для их поступков».
Современная молодежь сегодня нуждается в таком кодексе морали, который говорил бы ей в определенных, конкретных формах, что является вечным добром и злом, что «хорошо» и что «плохо». Молодежь хочет, чтобы их родители и общество имели такие твердые стандарты жизни и были сами достойным примером для нее. Но когда студенты видят своих учителей в рядах пикетчиков, а служителей культа пренебрегающими своими же законами и побуждающими
к гражданскому неповиновению, то это приводит их к психологическому и моральному опустошению. Они говорят: «Если старшие не уважают свои законы и правила, то почему же мы должны их уважать?»
Передо мною лежит письмо одного студента, в котором он жалуется: «Не сами мы печатаем порнографическую литературу, делаем непристойные фильмы, провозглашаем «новую мораль», – в этом активно участвует старшее поколение».
И иногда так не чувствуется недостатка в определенных нормах и образцах поведения, как в области нравственного поведения. Никогда еще не было в истории такого нравственного упадка, как теперь.
Но в личных беседах со студентами выясняется, что наряду с провозглашением «свободной любви», они не свободны от угрызений совести и чувства вины. Они спрашивают: «Неужели нет мерила и нормы, посредством которых можно было бы определять свои поступки в смысле половой жизни?»
Да, есть! Библия откровенно и ясно излагает Божий закон. Этот закон глубоко вписан в нравственные устои вселенной; так глубоко и так крепко, как и все законы, которыми управляется природа; закон, который не может быть отменен изменчивыми ветрами человеческих мнений.
Устанавливая закон о половых взаимоотношениях, Бог имел в виду, чтобы он был самым священным и совершенным актом любви между мужчиной и женщиной. И только тогда, когда человек хочет выйти за дозволенные ему границы интимной жизни супружеских отношений, получаемых через святой брачный союз, Библия строго осуждает такой поступок.
Как было бы хорошо, если бы 10 заповедей и Нагорная проповедь читались каждое утро в школах Америки! Закон Божий и Нагорная проповедь все еще являются нравственными основами жизни Запада, и они должны точно так же быть моральным авторитетом для нашей молодежи, которая ищет этого авторитета, чтобы следовать ему.
Найти правильное основание для своего служения – быть полезным. Ничего нет более характерного для нашей молодежи, как искание основания для применения своих творческих сил и энергии. И это искание, по-моему, является самым отрадным явлением нашего времени. Оно является резким контрастом полному равнодушию и безразличию молодежи. Еще не сознавая, молодежь принимает к сердцу слова Христа: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26).
Эти внутренние побуждения молодежи проявляются в чрезмерной активности в кампаниях за гражданские права, расовую справедливость, мир и реформы образования. Однако эти порывы, хорошие по своей сущности, позднее превращаются в беспорядки и сведение личных счетов.
Но не в природе молодежи довольствоваться простыми протестами, громкими высказываниями или нытьем и плачем. Не в ее природе «бить отбой» прежде зова к действию. И она как раз ждет этого зова к достаточно великим и благородным подвигам, соответствующим их идеалам. Она пока еще смутно различает зов, несущийся из вечности.
Прежде чем отдаться какому-либо делу, надо проверить, соответствует ли оно целям Божиим, изложенным в Его Слове. Нужно найти крепкие устои для своей веры. Как и во что ты веришь определяют твое отношение к жизни и то, чем ты становишься.