Нет места для Христа! Чарльз Сперджен
…И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице Евангелие от Луки 2:7
Мессия-Господь, вне всякого сомнения, должен был родиться в колене Иудином. Кроме этого по слову Господню, изреченному через пророка Михея, местом Его рождения должен был стать Вифлеем-Ефрафа (Мих. 5:2,3). И никто не должен усомниться, что со Христом именно так и было. Но как могли получить официальное признание своих родовых корней никому не известные плотник и девушка из северной провинции, ведь чиновникам до таких простых людей, как они, не было никакого дела? Кроме того, Мария жила в Назарете, что в Галилее, и родить она должна была там. Время беременности подходило к концу, и если бы не суровая необходимость, она вряд ли предприняла бы столь долгое и утомительное путешествие в южную провинцию – Иудею.
Итак, возникли две проблемы. Как их разрешить? Что невозможно человеку, – возможно Господу. Гербовая печать Римской империи подтвердит происхождение Сына Давидова, и Вифлеем признает Его род. Провинциальный тиран Ирод, желая показать свою независимость, оскорбляет более могущественного тирана Августа. Тот, в свою очередь, сообщает ему, что отныне он будет относиться к нему не как к другу, а как к вассалу. Ирод в страхе вновь подчиняется Августу. Друзья Ирода в Риме пытаются всячески помочь ему, но Август, показывая свое недовольство, объявляет о переписи всего еврейского народа. Так удобнее собирать налоги. Но намерение это осуществилось лишь десять лет спустя. Правитель мира знает, как совладать с извращенной волей властвующих. Господь наш Бог имеет удила для самой дикой боевой лошади и крюк для самого грозного морского левиафана. Кесари-тираны – всего лишь куклы, движимые невидимыми нитями, они – чернорабочие у Царя царей. Ирод должен был оскорбить Августа, а тот, в свою очередь, вынужден был обложить народ налогами, но для этого надо было сделать перепись. Были изданы строжайшие указы о немедленной регистрации каждого человека в том городе, из которого происходил его род. Таким образом Мария оказалась в Вифлееме, и Иисус Христос родился согласно пророчеству. Он официально признан потомком Давида, коль скоро его мать пришла в Вифлеем, будучи сама родом из дома Давидова. Никто не подверг сомнению ее принадлежность роду, хотя женщины клана никогда бы не позволили чужаку проникнуть в семью избранных, в семью, из которой должен был произойти Мессия. Запомните эту мудрость Бога, Бога провидения, и поверьте, что ничто не происходит случайно.
Все потомки рода Давида были насильно собраны в одном городе, их было так много, что для размещения не хватило всем места. Конечно, друзья принимали своих друзей у себя дома, но их возможности были ограничены. К сожалению, у Иосифа не было родственников в Вифлееме, которые могли бы приютить его. В местечках близ города были довольно большие гостиницы для странствующих путников, но они оказались переполненными. Наши путешественники шли из дальних мест и передвигались медленно, поэтому они пришли слишком поздно, все места уже были заняты. Не осталось ни одного приюта, и женщина, которая вот-вот должна была родить, нашла кров в хлеву. Стойло осла оказалось тем местом, где мог родиться ребенок. Повесили штору, животных привязали в другом конце хлева, и таким образом создали мало-мальски необходимые условия. Здесь, в конюшне, был рожден Царь Славы, и первые минуты своей жизни Он лежал в яслях.
Сегодня я хочу направить ваши мысли к месту рождения Иисуса, чтобы вы задумались о причинах такого унижения – Спаситель мира лежит в хлеву. Он родился там, “потому что не было им места в гостинице”.
I. Начну с ПРИЧИН, ПО КОТОРЫМ ХРИСТОС ДОЛЖЕН БЫЛ ЛЕЖАТЬ В ЯСЛЯХ.
1. Я думаю, что это произошло для того, чтобы показать Его смирение. Он пришел, по словам пророка, быть презренным и умаленным среди людей, человеком скорбей и изведавшим болезни; Ему предстояло не иметь ни вида, ни величия и быть ростком, вышедшим из сухой земли. Могло ли так случиться, чтобы человек, которому предстояло обнаженным умереть на кресте, по рождении был бы одет в пурпур? Разве не следовало ожидать, что Искупитель, Которого погребут в чужой гробнице, родится именно в таком месте? Ясли и крест, стоящие на двух краях земной жизни Спасителя, кажутся неизбежными, они так прекрасно гармонируют между собой. Всю жизнь Он будет носить одежду простолюдина и общаться с простолюдинами, которые впоследствии станут Его учениками, пристанищем же Его будут холодные склоны палестинских холмов. Позже Он скажет: “…лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову” (Мтф. 8:20). Поэтому нет ничего удивительного в том, что Он, оставив славу небес и приняв образ раба, сейчас лежит в яслях.
2. Находясь в яслях, Он объявил себя царем нищих. И эти нищие, увидев Его в хлеву, поняли, что Он их царь. Я думаю, что Младенец вызвал чувство нежной любви в сердцах пастухов. Они вспомнили слова ангела: “…и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях” (Лк.2:12). Императорские одеяния не породят любви бедных, но человек, одетый в их платье, вызывает у них доверие. Рабочие уважают вождя из их собственной среды, идут за ним, зная, что ему знаком их тяжкий труд, что он всегда посочувствует их горю и не останется безучастным к их бедам! Великие полководцы быстро завоевывали сердца своих солдат, проходя вместе с ними через испытания и терпя те же лишения, несмотря на свое высокое звание. Царь Человеческий, рожденный в Вифлееме, не был освобожден с младенчества от несчастий бедных людей. Его участь была еще тяжелей! Мне кажется, я слышу реакцию пастухов на рождение Иисуса: “А! – говорит один другому. – Это вам не Ирод-тиран. Он запомнит хлев и поэтому будет сострадать бедным. Бедный беспомощный ребенок, я полюбил его уже сейчас. Какой ужасный прием этот холодный мир устроил своему Спасителю! Нет, не император родился сегодня, он никогда не будет вытаптывать наши посевы своими войсками и не станет вырезать наши стада, чтобы накормить своих солдат, он будет другом бедных, он будет народным царем. Как говорил царь-пастух Давид, он будет судить бедных из народа, он спасет детей нуждающихся”. Конечно, пастухи и подобные им сразу поняли, что перед ними лежал не знатный по происхождению властитель-аристократ, но что Господь “вознес избранного из народа” (Пс 88:20). Великий Князь мира! Ясли были твоей царской колыбелью! Там ты был представлен всем народам земли как наш Князь, в чьем присутствии не имеет значения, кто человек: варвар, грек, раб или свободный; Ты Господь всех. Цари, как щедро бы вы одарили Его золотом и серебром, если бы вы знали, что Он Господь славы, но коль скоро вы Его не познали, Он был объявлен вождем народа и послан к народу. Несуществующее в Его руках восторжествует над существующим, и презренное, но и избранное Богом под Его водительством разобьет вдребезги силу, гордость и великолепие человеческого величия.
3. Рожденный Младенец стал Царем самых простых и униженных. Человеку, бывает, страшно подойти к трону, но он не боится подойти к яслям. Если бы мы впервые увидели Господа, торжественно проезжающего по улицам Иерусалима, увидели людей, постилающих одежды и пальмовые ветви на Его пути, и услышали возгласы: “Осанна! Осанна!” – то могли бы подумать, что Он недоступен для нас. Но эта мысль была бы ошибочной. Даже когда Он ехал на осленке, Он был настолько кроток и прост, что маленькие дети толпились вокруг него и кричали: “Осанна!” Еще не было человека более доступного, чем Христос. Грубые телохранители не отталкивали прочь несчастных людей с их просьбами, никому не было позволено помешать настойчивой вдове и человеку, просившему об исцелении сына, приблизиться к Нему. Концы Его одежды свисали свободно, чтобы больные могли прикоснуться к ним, Сам же Он всегда был готов помочь больному и услышать самый робкий рассказ о людском горе. Его душа всегда была окружена сиянием милосердия, подобно солнцу, со всех сторон окруженному лучами. Он лежал в яслях и доказал тем самым, что Он первосвященник, выросший среди людей страдающий среди людей, и поэтому способный сострадать им. О нем будет сказано: “…Он ест с мытарями и грешниками…” (Мрк. 2:16). Даже в младенчестве было видно, что Он друг обездоленным, потому что Он лежал в яслях. Придите к Нему, “труждающиеся и обремененные”! Придите к Нему, сокрушенные духом и смирившиеся душой! Придите к Нему, презирающие себя и других! Придите к Нему, мытари и блудницы! Придите к Нему, воры и пьяницы! Младенец лежит в яслях, не защищенный от вашего прикосновения и доступный вашему взгляду. Преклоните колена и почтите Сына Божьего, примите его как Спасителя, ибо Он позволил положить Себя в ясли, чтобы вы могли придти к Нему. Трон Соломона мог бы испугать вас, но ясли Сына Давидова должны привлечь вас.
4. Я вижу в этом еще одну тайну. Вы помните, друзья, что это место было доступно для всех. Это была гостиница, но совсем не такая, как в наши дни, когда за жилье и обслуживание надо платить. В те времена каждый человек почитал за честь пригласить странника в дом. Впоследствии, когда путешествия и путешественники стали обычным явлением, многие пожелали поделиться честью и удовольствием принимать гостей со своими соседями: как они могут забирать себе все возможности проявить гостеприимство? Чуть позже в деревнях и городах стали избираться люди, которые должны были принимать путешественников от имени всех остальных жителей. Со временем проявление заботы о странниках стало проявляться в том, что для них начали строить большие квадратные здания, разделенные на комнаты для людей, с полуподвальными этажами для животных. И в таких условиях, имея под рукой воду и сено для скота, путешественники должны были устраивать свой быт. Им не надо было платить за проживание, потому что гостиница была бесплатной.
Возлюбленные, наш Господь Иисус Христос был рожден в хлеву гостиницы, куда мог прийти каждый. И это символично. Тем самым было показано, что за Его дары платить не надо. Евангелие проповедуется всем, и ни перед кем дверь спасения не закрывается. О классовых различиях не идет и речи, и привилегии членов каст не признаются. Для того, чтобы войти в хлев, не надо соблюдать правила этикета. Итак, если вы хотите придти ко Христу, вы можете придти к Нему такими, какие вы есть, вы можете придти прямо сейчас. Любой человек, у которого в сердце есть желание довериться Христу, имеет полное право сделать это. За приход ко Христу не надо платить, Он примет вас так; Он приглашает вас к Себе с радостью, в подтверждение чего, Он и оказался в яслях бесплатной гостиницы. Нередко проснувшаяся совесть очень строга к человеку и лишает его всякой надежды на милость. Друг, если Бог не закрыл для тебя дверь спасения, не закрывай ее сам для себя. Пока ты еще не нашел ни слова в Библии о том, что ты не можешь довериться Христу, пока ты еще не знаешь отрывка, в котором написано, что Он не может спасти тебя, я прошу тебя, возьми на вооружение уже известные слова, что Он “может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу” (Евр. 7:25). Доверься этому обещанию. Приди к Нему, веруя, и ты узнаешь, что Он не требует платы от тех, кто приходит в Нему.
5. Мы еще не объяснили всех причин, которые привели Сына человеческого в ясли – место отдыха для животных. Неужели нет тайны в том, что Спаситель лежал там, где уставшие животные получали корм и отдых? Увы, некоторые люди так огрубели из-за греха, так низко пали в своих похотях, что стали очень мало походить на людей, но даже для таких людей у Иисуса, Великого Врача, есть лекарственные средства. Мы постоянно читаем в газетах о так называемых неисправимых людях, и сейчас стало модно с негодованием требовать для них самого сурового наказания. Но не так давно весь мир, казалось, сходил с ума от поддельного гуманизма. Его сторонники утверждали, что мягкостью можно изменить закоренелых преступников, на которых уже не действуют никакие даже самые жестокие меры. Теперь общественное мнение повернулось на сто восемьдесят градусов, требуя отказа от нынешней системы наказаний. Я не сторонник мягкого обращения с преступниками, пусть каждый получает по заслугам за свои грехи. Но если каким-нибудь образом этих людей можно изменить, то надо пробовать это сделать. Настанет день, когда пройдет приступ этой парализующей горячки, и мы, краснея, будем вспоминать, что, побуждаемые напрасными страхами, пытались вмешаться в большое и важное дело, которое до сих пор выполнялось. Нынешняя система, если не говорить о некоторых ее недостатках, достаточно хороша для исправления нравов. Рост преступности остановлен, и количество тяжких преступлений существенно сократилось. В 1844 году было осуждено 18.490 человек, в 1860 году это число составило 11.533, и это несмотря на рост населения. Система досрочного освобождения, при которой общество предоставляет преступникам работу, давая таким образом шанс исправиться, сработала настолько хорошо, что лишь чуть больше одного процента осужденных получали второй срок. Даже сейчас только пять процентов осужденных в течение года совершают повторные преступления и возвращаются в тюрьму. Так что же, если пять процентов не выигрывают от этого или даже становятся еще хуже, неужели мы должны забыть о девяносто пяти процентах, дать волю нашему гневу и заменить христианскую систему милосердия и надежды на старые варварские законы, не знающие пощады?
Берегитесь, сограждане, берегитесь возвращения к жизни старой идеи о том, что человек может так погрязнуть в грехе, что исправление станет невозможным, ибо тогда вы родите преступников более ужасных, чем те, которые беспокоят нас сейчас. Драконовы меры никогда не приводят к успеху, но можете быть уверены, что методы, созданные в христианском духе, восторжествуют. Я отклонился от темы; я думал, что смогу предостеречь кого-нибудь, кто поддался внезапной панике, от противостояния подлинной филантропии; но вернемся к яслям и Младенцу. Я верю, что наш Господь лежал в яслях среди уставших животных, чтобы показать, что даже самые отъявленные негодяи могут придти к Нему и получить жизнь вечную. Ни одно творение не может так деградировать, чтобы Христос был не в силах вернуть ему прежний облик. Могучие и крепкие руки Христа извлекают человека из самого ужасного состояния. Если есть среди вас человек, случайно зашедший сюда сегодня утром, человек, которого ненавидит общество и который ненавидит себя сам, то мой Господь в хлеву есть Тот, Кто может спасти худшего из худших и принять сквернейшего из скверных. Верьте в Него, и Он сделает вас новым творением.
6. Христос лежал там, где отдыхали животные, и вы понимаете, что как только Он освободил место в хлеву, животные опять заняли его. Только Его присутствие делало хлев чем-то особенным и славным. Если Христа не будет, то мир вернется к своему прежнему языческому состоянию. Сама цивилизация погибла бы, по крайней мере, та ее часть, которая по-настоящему делала человека цивилизованным, если бы вера в Иисуса угасла. Если Христос покинет сердца людей, то самые святые снова развратятся, и те, кто говорил о своем родстве с ангелами, вскоре окажутся родственниками бесам. Ясли остались яслями для скота после того, как Господь славы покинул их, и мы тоже вернулись бы к своим грехам и страстям, если бы Христос лишил нас Своей благодати и оставил нас один на один с самими собой. И по этой причине тоже Христос лежал в яслях.
II. Из Евангелия от Луки следует, что Иисус был положен в ясли, потому что для Него не нашлось места в гостинице. И это приводит нас к мысли о том, что БЫЛИ И ДРУГИЕ МЕСТА, ПОМИМО ГОСТИНИЦЫ, ГДЕ НЕ НАШЛОСЬ МЕСТА ДЛЯ ХРИСТА.
В императорских дворцах и царских палатах не нашлось места для Царя царей. Увы! Мои братья, Христос редко находит место во дворцах! Как земные цари могут принять Господа? Он – Князь МИРА, а они наслаждаются войнами! Он уничтожит их мечи и копья, сожжет их боевые колесницы. Какой из ВЛАСТИТЕЛЕЙ сможет принять смиренного Спасителя? Они любят роскошь и помпезность, а Он – воплощение простоты и кротости. Он сын плотника и друг рыбаков. Как князья могут найти место для такого новорожденного? Ведь Он учит поступать с другими людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой, а с этим цари не могут примириться, ибо они привыкли к мошенничеству в политике и к удовлетворению всех своих несуразных капризов. О, великие мира сего, я совсем не удивлен, что ваша слава, ваши наслаждения, ваши войны и ваши аудиенции заставили вас забыть Помазанника, Господина всего мира. У царей нет места для Христа. Посмотрите сейчас на все царства земные, и, за исключением одного или двух, о них можно сказать: “Восстали цари земли, и князья собрались вместе на Господа и на Христа Его” (Деян. 4:26). На небесах мы время от времени будем встречать монархов, но их немного! Их имена мог бы перечислить и ребенок. “…не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных…” (1 Кор. 1:26). В государственных палатах, в кабинетах, в тронных залах, в королевских дворцах Христос бывает так же часто, как осторожный путешественник – в болотах и джунглях Индии. Он чаще бывает в избах, чем в царских резиденциях, ибо Христу нет места в королевском обществе.
Но ведь были сенаты, там собирались люди для политических дискуссий, были места, где представители народа писали законы. Не нашлось ли там места для Христа? Увы! Мои братья, там тоже не нашлось места, и по сей день очень немного места остается для Христа в парламентах. Как редко политики уважают веру! Конечно, можно допустить государственную религию, если она согласится быть робкой, тихой и слабой, если этого льва лишить зубов, состричь ему гриву и обрезать когти – да, тогда, пожалуй, ее признают. Но разве найдется среди этого падшего рода место для истинного Христа и для людей, которые следуют за Ним и повинуются Его законам? Христос и Его Евангелие? О, это сектантство, недостойное даже презрения! Кто говорит в защиту Христа в сенате? Конечно, разве вера в Него под ярлыком сектантства не наводит ужас на все партии? Кто вспоминает о Его золотом правиле как о руководстве для поведения премьер-министров, или кто проповедует Христово прощение как принцип внутренней и внешней политики? Один-два могут сказать о Нем доброе слово, но если провести голосование, повиноваться Господу Христу или нет, то не слишком ли много будет воздержавшихся? Партии, политики и все, держащиеся за кресло и ищущие удовольствия, исключают Представителя Неба из числа представителей Земли.
Не найдется ли место для Христа в так называемом хорошем обществе? Разве не было в Вифлееме уважаемых людей, которые держались в стороне от толпы, людей с хорошей репутацией и неплохим общественным положением, – не могли ли они найти место для Христа? Дорогие друзья, ситуация ничем не отличается от предыдущих, для Иисуса нет места в так называемом хорошем обществе. Для мелких глупых правил, которыми люди опутывают себя, место есть; есть место для бессмысленного этикета, для пустяковых разговоров, для обожания тела, место то для одного, то для другого идола… Но так мало места для Христа, и так не модно преданно следовать за Ним! Пришествия Христа веселящееся общество ожидает в последнюю очередь; простое упоминание с любовью Его имени вызывает недоумение. Стоит вам только начать говорить о Христе в определенных кругах, и вы сразу же окажетесь вне закона. “Я больше никогда не приглашу этого человека ко мне в дом, – говорит некий господин, – если он не оставит свою религию за порогом”. Пышный маскарад, высокие звания, блеск бриллиантов, легковесная мода – все говорит о том, что для Христа в таких кругах места нет.
Но нет ли места для Христа на базаре? Могли бы, скажем, принять Его в торговых рядах? Вот они – торговцы торгующего народа, нет ли у них места для Христа? Дорогие друзья, как мало в таких местах от духа, от жизни, от учения Христа! Торговцу не до щепетильности, он вынужден бороться со своей совестью, чтобы заработать. Сколько людей – конечно, я не скажу, что они открыто обманывают – но все же, все же, все же, я должен сказать прямо, лгут так или иначе. Кто не замечал этого, проходя по улицам? Ведь на двери почти любого магазинчика можно увидеть табличку “Самые дешевые товары в Лондоне”, а это неправда. Не могут же товары везде быть самыми дешевыми! До чего люди только не додумываются! Какой только рекламы и обмана ни встретишь! Сколько хитрости и ухищрений! Какое бы “Горе вам!” – произнес бы мой Господь, если бы Он взглянул на ваши витрины или постоял за вашим прилавком! Обман и мошенничество занимают столько места, что места для Христа на базарах и в магазинах не осталось.
Но ведь есть школы философов, там-то должны были принять Его. Мудрые люди увидели бы в Нем воплощение мудрости. Он, Который еще ребенком стал учителем докторов богословия, будет спрашивать и получать от них ответы, Он-то найдет себе место среди греческих мудрецов, и люди большого ума будут уважать Его. “Место для Христа, Платон и Сократ! Посторонитесь, стоики и эпикурейцы! И вы, учителя Израиля, освободите свои седалища. Если вам придется уйти, чтобы нашлось место для этого ребенка, уходите. Он должен быть в школе философов, даже если вам придется покинуть ее”. Нет, дорогие друзья, такого не произошло! В университетах и колледжах и сейчас едва ли найдется место для Христа, другие знания занимают слишком много места. Как часто люди стремятся к знаниям лишь затем, чтобы с их помощью противостоять Христу! Слишком часто знания оказываются той кузницей, в которой куются гвозди для креста; слишком часто человеческий ум становится тем умельцем, который затачивает копье и изготавливает древко, чтобы проткнуть Его сердце. Мы должны признать, что философия (совсем напрасно носящая свое имя, ибо истинная философия всегда должна быть другом Христу), ложная философия часто причиняла вред Христу и очень редко вставала на Его сторону. Лишь некоторые, обладавшие блистательным талантом, лишь немногие из интеллектуалов и эрудитов склонились, как дети, у ног вифлеемского Младенца и, склонившись, снискали славу. Но многие, осознававшие свою ученость, были упорны и упрямы, и собственная обманчивая мудрость побуждала их говорить: “Кто такой Христос, чтобы нам признавать Его?” Они не нашли для Него места в своих школах.
Но было ведь еще одно место, куда Он мог отправиться, – синедрион, где восседали старейшины. А может быть, Его могли принять в покоях священников, где они собирались вместе с левитами? А храм и синагога? Там не нашлось бы для Него места? Нет, там Ему не было убежища; именно там всю Свою жизнь Он находил самых яростных противников. Не толпа, а священники спровоцировали Его казнь, священники подбили толпу кричать: “Отпусти нам Варраву”. Священники купили своим серебром голос народа, и Христос был замучен до смерти. Ведь должно было быть место для Христа в Его собственной Церкви, состоявшей из людей Его народа; но не тут-то было. Слишком часто в священнической церкви не оказывается места для Христа, после того, как она получает признание и старается держать себя с достоинством. Я не имею в виду сейчас конкретные деноминации, а говорю в общем обо всем христианском мире. Удивительно, что когда Господь приходит, свои Его не принимают. Самые ненавистные враги истинной веры порой скрываются под масками людей, отстаивающих ее. Стоит ли удивляться, когда епископы подрывают веру народа в откровение; это не первая и не последняя их низость. Кто сжигал мучеников? Именно те, кто называли себя помазанниками Господними, чьи бритые головы получали епископское благословение. Кто заточил Джона Буньяна в тюрьму? Кто преследовал таких людей, как Джон Оуэн, и кто изгонял пуритан с кафедр? Кто загнал ковенантеров (сноска Ковенантеры (от английского covenant – завет) были приверженцами союза, образованного в Шотландии в XVI веке для охраны пресвитерианства, т.е. для защиты дела Реформации) в горы? Кто, как не те, которые называли себя посланниками небес и служителями Бога? Кто преследовал крещенных по вере во всех странах и до сих пор преследует на континенте? Нет места Христу рядом с пророками Ваала, слугами Вавилона. Наемники, эти якобы Христовы пастыри и якобы любящие свою паству, всегда были самыми страшными врагами нашего Бога и Его Христа. Иисусу нет места там, где Его имя повторяется лишь в торжественных гимнах, а не в сердцах, где Его образ возвышается среди кадильного дыма, а не перед духовными очами. Ищите, где вам угодно, но место для Князя мира есть только среди смиренных людей, сокрушенных духом, которых Он Своей благодатью готовит к тому, чтобы они дали Ему убежище.
III. В-третьих, я должен заметить, что В САМОЙ ГОСТИНИЦЕ НЕ БЫЛО МЕСТА ДЛЯ ХРИСТА, и это была главная причина, по которой Христос должен был лежать в яслях.
Что в наше время играет роль гостиницы? Свободное общественное мнение. В нашей свободной стране люди говорят то, что им нравится, и существует общественное мнение по любому вопросу. И вы знаете, у нас в стране терпимо относятся ко всему, кроме Христа. Не трудно заметить, что дух гонений гуляет на свободе, как всегда. По-прежнему есть люди, над которыми очень модно насмехаться. Хотя у нас прямо не высмеивают христиан, и кажется, что в наши дни не делается ничего плохого против последователей Иисуса. Но у нас изыскали способ делать это более изощренно. Есть замечательное современное слово, очень-очень удачное слово – “сектант”. Вы знаете, что оно означает?
Сектант – значит настоящий христианин, это человек, который поступает по совести и который готов пострадать за это. Он верит всему, что написано в Библии, поступает в соответствии с написанным и ревностно его отстаивает. Я убежден, что человек, на которого навешивают ярлык “сектант” – настоящий последователь Христа. Все насмешки и колкости и весь тот абсурд, который вы постоянно читаете и слышите, в действительности направлены на христиан, истинных христиан, только их пытаются очернить, называя сектантами. Я гроша ломаного не дам за вашу религию, если вы не заслуживаете этого прозвища со стороны мира. Слово Божье истинно, мы должны повиноваться ему; и, что бы наш Господь ни повелел, все повеления должны прилежно выполняться и соблюдаться. Следует помнить слова нашего Господина о том, что если мы нарушим малейшую из Его заповедей и научим этому других, то назовемся наименьшими в Его Царстве. Необходимо быть ревностными защитниками учения Христа, помнить даже мельчайшие детали в законе Спасителя. Как очи рабы обращены на руку госпожи ее, так наши очи должны быть обращены к Господу. Но если вы станете так поступать, то обнаружите, что многие перестанут быть терпимыми по отношению к вам, и в обществе вам будет оказан холодный прием. В наши дни ревностный христианин без труда найдет настоящий крест, который бы он мог нести, как в свое время это делал Симон Кирениянин. Если вы будете держать язык за зубами, если вы позволите грешникам погибать, если вы никогда не будете пытаться свидетельствовать о своей вере, если вы прекратите свидетельствовать об истине, если вы откажетесь от сути христианина, если вы постараетесь не быть тем, кем христианин должен быть, тогда мир скажет: “Ах! Как замечательно! Именно такая религия нам нравится”. Но если вы будете верить, верить твердо, если ваша вера будет управлять всей вашей жизнью, и вы так будет ценить свои убеждения, что не сможете не распространять их, тогда вы сразу же увидите, что для Христа нет места в гостинице общественного мнения, хотя для других оно есть. Будете атеистом – станете уважаемым человеком; будете христианином – вас станут презирать. “Не было Ему места в гостинице”.
Как мало места для Христа в нашей обыденной жизни, которая тоже чем-то напоминает гостиницу. Мы ведем разговоры на разные темы. У нас можно говорить о чем угодно, и никто не скажет: “Тише, рядом соглядатай, он доложит куда следует”. В нашей стране слово свободно, но для Христа в повседневных разговорах так мало места! Даже воскресным днем в семьях, которые называют себя христианскими, так мало говорят о Христе. Они разговаривают о служителях церкви, рассказывают о них занимательны анекдоты, или даже придумывают новые, или, по крайней мере, отшлифовывают уже известные, делая их еще более захватывающими. Они разговаривают о воскресной школе или о других церковных мероприятиях, но как мало они говорят о Христе! И если кто-нибудь во время разговора предложит: “Не могли бы мы поговорить о божественности и человечности, совершенном служении и праведности Христа, о втором пришествии нашего Господа?” – то многие, называющие себя христианами, пожмут плечами, взметнут брови и скажут: “Послушайте, но этот человек похож на фанатика, иначе кто бы додумался предложить такую тему для обычного разговора”. Нет, для Него часто нет места в гостинице, в наших домах; Его и сегодня не хотят туда приглашать.
Многие из вас, мои слушатели, – простые рабочие. День за днем вы проводите в среде ремесленников и мастеровых. Вы не замечали, братья, – я знаю, что замечали, – что для Христа практически нет места в цехах? В них находится место для всего остального: для нецензурной брани, для пьянства, для пошлостей, в них есть место политике, слухам и атеизму. Но для Христа нет места. Слишком многие люди из рабочего класса думают, что вера – это цепи, тюремная камера. Они посещают театры, ходят на публичные лекции, но дом Божий слишком утомляет их. Мне жаль, но я вынужден говорить о том, что на наших заводах нет места для Христа. Мир проталкивается среди рабочих, требуя уступить ему дорогу, и вскоре не остается ни одного уголка, где бы можно было положить вифлеемского младенца.
А кому бы пришло в голову искать Христа в современных гостиницах? Не будем говорить о тех отелях, которые предназначены для путешественников. Но есть ли большее проклятие для нашей страны, чем таверны и кабаки? Где еще можно найти такие широкие ворота в ад? Кто бы обратился в эти заведения, чьи фонари горят на каждом углу наших улиц, для того, чтобы найти в них Христа? С таким же успехом мы могли бы искать Его в бездонной пропасти! Легче найти ангела в аду, чем Христа в пивной. Тот, Кто отделен от греха, не находит достойной компании в смрадном храме Вакха. Для Христа нет места в кабаке. Я бы лучше гнил в земле или кормил ворон, чем зарабатывал себе на жизнь на глупцах, которые несут заработанные тяжелым трудом бедняцкие деньги в кабак, отнимая их у своих раздетых детей и больных жен. Чем еще обогащаются многие трактирщики, как не плотью, кровью и душами людей! Человек, кормящийся плодами порочного ремесла, – животное, готовящееся для убоя. Воистину, нет места для Христа серди пьяниц Ефрема. Люди, имеющие хоть какое-то отношение ко Христу, должны услышать Его голос: “Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя…” (Ис. 52:11). В наши дни для Христа нет места в местах общественного отдыха.
IV. Переходим к следующей части нашей беседы. Теперь мы будем говорить о том, есть ЛИ У ВАС МЕСТО ДЛЯ ХРИСТА?
Ни во дворцах, ни на форумах, ни в гостиницах или в трактирах места для Христа нет. Но есть ли место для Него у вас?
– Да, – скажет кто-то, – у меня есть для Него место, однако я не достоин того, чтобы Он пришел ко мне.
– Но я не спрашиваю о вашем достоинстве, а спрашиваю о том, есть ли у вас место для Него?
– О! – воскликнет другой. – Весь мир не заполнит пустоту, которая внутри меня!
– Я вижу, что у вас-то места хватит для Него.
– Но мое сердце не облагорожено!
– Ясли тоже были необлагорожены.
– Но оно достойно презрения.
– Ясли тоже были достойны этого.
– Ах! Но мое сердце испачкано.
– Едва ли ясли были намного чище.
– Но я чувствую, что мое сердце совсем не подойдет для Христа.
– А разве ясли подходили для Него? Но Он был в них положен.
– Я такой грешник! Иногда мне кажется, что мое сердце – логово диких зверей!
– Что ж, в хлеву кормили именно животных.
Есть ли у вас место для Него? Ваше прошлое не имеет значения, Он может все забыть и простить. Даже ваше настоящее не имеет значения, если вы оплакиваете его. Если у вас есть свободное место для Христа, то Он придет и будет вашим гостем. Не говорите, прошу вас: “Я надеюсь, когда-нибудь у меня найдется место для Него”. Наступило время Его рождения. Мария не может ждать месяцы и годы. О, грешники, если у вас есть место для Него, пусть Он родится в вашей душе сегодня. “…ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота…” (Евр. 3:7,8). “…вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения” (2Кор. 6:2). Место для Христа! Место для Христа сейчас! “У меня есть место для Христа, но придет ли Он?” – может спросить кто-то. Придет ли Он?! Только откройте дверь сердца, просто скажите: “Иисус, Господь, я, недостойный и оскверненный, обращаюсь к Тебе: приди и живи со мною”. Он придет к вам, Он очистит ясли вашего сердца и даже превратит их в золотой тронный зал, в котором будет восседать и царствовать вечно. О, я так старался сегодня проповедовать Христа! Я хотел бы проповедовать Его лучше. Я должен проповедовать драгоценного и такого любящего Христа: Он готов найти себе дом в смиренных сердцах. Что?! Неужели сегодня нет сердец, которые примут Его? Мне так хочется, чтобы каждый из вас сказал бы Ему: “Входи! Входи в мое сердце!” Это будет радостный день для вас, если вам будет дана сила взять Его на руки и принять Его как утешение Израиля! Тогда вы сможете смотреть даже в лицо смерти с радостью и скажете вместе со старцем Симеоном: “Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое” (Лк. 2:29-31). Моему Господу надо место! Место для Него! Место для Него! Я, Его герольд, провозглашаю: “Место Спасителю! Место! Мой господин – Царь. Он приближается, есть ли у вас место для Него?” Вот Сын Божий стал человеком, есть ли у вас место для Него? Вот Он, прощающий все грехи, есть ли у вас место для Него? Вот Он, Который может вызволить вас из страшного рва, из топкого болота, есть ли у вас место для Него? Вот Тот, Кто войдет, для того чтобы никогда не покинуть, чтобы быть рядом вечно, наполняя сердце небесной радостью и блаженством – есть ли у вас место для Него? Больше я ничего не прошу. Ваша пустота, ваше ничтожество, ваша бедность чувств и нехватка доброты – все это послужит местом для Христа. Есть ли у вас место для Него? О, Дух Божий, дай многим сказать: “Готово сердце мое”. Тогда он придет и будет жить с вами.
V. Заканчивая, хочу высказать еще одну мысль. Если у вас есть место для Христа, то отныне В МИРЕ НЕТ МЕСТА ДЛЯ ВАС; ибо в Евангелии написано, что не было места не только для Него, но: “И не нашлось им места…”. Не нашлось места ни для Иосифа, ни для Марии, ни для Младенца. А кто Его мать, отец, братья и сестры, как не те, кто принимает и исполняет Его слово? Итак, не нашлось места ни для благословенной девы, ни для предполагаемого отца. Помните, что в этом мире нет места ни для одного истинного последователя Христа. В этом мире нет места для того, чтобы отдыхать. Отныне вы – солдат креста, и вы не сможете найти отдыха в течение всей вашей жизни-войны. В этом мире нет такого места для вас, чтобы сидеть и с удовлетворением любоваться своими достижениями, ибо вы – путешественник, который должен забывать прошлое и стремиться к тому, что впереди. Здесь нет места, чтобы спрятать свои сокровища, ибо здесь “ржа и моль” уничтожают все. Здесь нет ничего, на что вы могли бы положиться, ибо “проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою”. Отныне для вас не найдется места среди тех, о ком мир отзывается с большим уважением – вы будете изгоем. Вас перестанут принимать в приличном обществе – вы будете вынуждены обходить его стороной, осыпаемые упреками. С сегодняшнего дня, я говорю, если у вас найдется место для Христа, мир едва ли найдет в себе место для терпимости по отношению к вам. Ждите, что над вами начнут смеяться: в глазах людей вы будете выглядеть глупцом. Мирские люди не найдут в своем сердце места для любви к вам. Если вы ожидаете, что все будут хвалить вас и аплодировать каждому вашему доброму делу, то вы глубоко заблуждаетесь. Я повторяю, в миру нет места для тех, у кого нашлось места для Христа. “Кто любит мир, в том нет любви Отчей”. “Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо” (Лк. 6:26). Вы не от мира этого, как и Христос не от мира. Но благодарение Богу, вы можете обойтись без мирского гостеприимства. Если вам будет дана сцена на одно действие и могила на один час, то это все, что вам надо здесь. Вам не понадобится постоянное место жительства, ведь вы ищете город, основание которому положил Бог. Вы спешите через этот мир, как странники через чужую страну, и радуетесь, зная, что, хотя вы странники и пришельцы здесь, вы все же сограждане святым и свои Богу.
Что скажешь, юный солдат креста? Согласен ли ты на таких условиях поступить на службу? Найдешь ли ты место в своем сердце для Христа, потеряв при этом место в мире, возможно, навсегда потеряв уважение своих знакомых и родственников, потеряв всякую мирскую опору? Готов ли ты, несмотря на все это, принять путника? Да поможет Господь тебе сделать это, и да будет Ему слава во веки веков.
Аминь. Утро, 21 декабря, 1862 г.