Skip links

Рожденный Девой Марией. Р. Ч. Спрол

Вместе с великим теологом и философом Ансельмом Кентерберийским мы задаемся вопросом: Cur deus homo? Почему Бог стал человеком? И когда мы ищем в Библии ответ на этот вопрос, мы понимаем, что цель воплощения Христа в том, чтобы Он исполнил работу, как назначенный Богом Посредник. Как об этом сказано в 1 Тим. 2:5: “Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя…” В Библии упоминается множество посредников с маленькой буквы. Посредник это агент, который стоит между двумя враждующими сторонами, нуждающимися в примирении. Но когда Павел пишет Тимофею об одном Посреднике, о единственном Посреднике с большой буквы, он подразумевает Посредника, который является верховным Ходатаем между Богом и падшим человечеством. Этот Посредник, Иисус Христос, на самом деле Богочеловек.

В период ранней Церкви, в отношении служения посредника и служения примирения, Церкви пришлось столкнуться с еретическим движением, которое нарушало этот баланс посреднического характера Христа. Наш единственный Посредник, который стоит как агент примирения между Богом и человеком, является единственным носителем и божественной и человеческой природы. В Евангелии от Иоанна, мы читаем, что это вечный Логос, Слово, стал плотью и обитал среди нас. Это была вторая личность Троицы, принявшая на Себя человеческую природу, чтобы совершить наше искупление.

В 5 веке на Халкидонском Соборе 451 года, Церкви пришлось сражаться с зловещим учением называемым Монофизитская ересь. Термин монофизит произошел от префикса “моно”, который обозначает “один” и от корня “физис”, который обозначает “природа” или “сущность”. Еретик Евтихий учил, что Христос, в воплощении, имел только одну природу, которую он назвал “теотропической”. Эта теотропическая природа (слово состоит из двух слов “теос” – “бог”, и “антропос” – человек) дала нам «Спасителя», который представлял из себя [по мнению Евтихия] гибрида, и при ближайшем рассмотрении не являлся и ни Богом, и ни человеком. Монофизитская ересь затемнила разницу между Богом и человеком, и дала нам либо обожествленного человека, или очеловеченное божество. Опровергая эту ересь Халкидонское Вероисповедание настаивает, что Христос обладает двумя различными природами, божественной и человеческой. Он vere homo (истинно человек) и vere Deus (истинно Бог). Эти две природы объединяются в тайне воплощения, но это важно, согласно Христианской ортодоксии, чтобы мы понимали, что по божественной природе Христос является полностью Богом, а по человеческой – человеком. Так что только эта одна Личность, которая имеет две природы, божественную и человеческую, совершенным образом подходила для того, чтобы быть нашим Посредником между Богом и человеком.

Более ранний Никейский Церковный Собор 325 года, провозгласил, что Христос пришел для “нас человеков и для нашего спасения”. То есть, Его миссия была устранить отчужденность, которая была между Богом и человечеством. Важно отметить, что для того, чтобы Христос был нашим совершенным Посредником, воплощение не должно было быть единением между Богом и ангелом или между Богом и животным подобным слону или шимпанзе. Нужно было примирить Бога и человека. И в Своей роли Посредника и Богочеловека, Иисус принял служение второго Адама, или, как это написано в Библии, последнего Адама. Он вошел в общественное объединение с человечеством, будучи представителем, подобно Адаму, [всех людей].

Павел, например, в своем Послании к Римлянам описывает контраст между первым Адамом и Иисусом, как вторым Адамом. Рим. 5:15: “Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих”. Здесь мы видим контраст между несчастьем, которое пришло на человеческую расу из-за неповиновения первого Адама, и той славой, которая приходит к верующим через повиновение Христа.

Павел продолжает и в 19 стихе мы читаем: “Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.” Адам исполнял роль посредника, и с этой задачей он не справился. Эта неудача была блестяще исправлена успехом Христа, Богочеловека. В Послании Коринфянам мы читаем, что Павел написал [об этом]: “Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного” (1 Кор. 15:45-49).

Тогда мы видим, какова была цель первого явления Христа. Логос облекся в человеческую природу, Слово стало плотью, чтобы повлиять на наше искупление исполнением роли совершенного Посредника между Богом и человеком. Новый Адам – это наш герой, наш представитель, который удовлетворяет требованиям Божьего закона для нас и добывает для нас благословение, которое Бог обещал Своим творениям, если они будут повиноваться Его закону. Подобно Адаму, мы не смогли повиноваться Закону, но новый Адам, наш Ходатай, исполнил Закон в совершенстве за нас, и получил в награду корону искупления для нас. В этом и есть основание нашей радости в Рождество.

www.ligonier.org