Skip links

Вера и молитва. Нужно ли Бога упрашивать. В. Лысенко

 «Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак.5:17,18).

Я продолжаю удивляться тому, как многие христиане относятся к молитве. С одной стороны, мы все точно знаем, нам это повторяли тысячи раз, что нужно молиться всегда и везде. С другой стороны, практика молитвы настолько слабая, рыхлая, вялая, мало активная, что создается впечатление неверия христианами в необходимость серьезных, глубоких молитв с дерзновением и с большой настойчивостью. Вот так мы и живем, как молимся. Эпиграфом, к молитвенному дневнику, я поставил именно эту мысль: «Какова молитва человека, такова и его судьба».

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ПРОРОКА ИЛИИ

Поможет нам понять качество и подходы к молитве один эпизод из героической жизни пророка Илии. В 3й книге Царств, 17я глава, рассказывается, как израильский народ отошел от поклонения единому истинному Богу, при царствовании слабохарактерного царя Израиля Ахава, и фактическом управлении страной его женой, финикиянкой Иезавель, которая начала вводить многобожие. Народ поддался на духовную провокацию и начал поклоняться Ваалу, который среди множества богов считался богом урожая, плодородия. От этого бога напрямую зависела жизни и благосостояние народа. Илия показал всему Израилю, всему еврейскому народу, что именно единый Бог, а не Ваал был и есть и будет единственным истинным Богом. Интересно отметить, что имя  пророка «Илия» означает – «Господь — мой Бог». Илия жил на востоке от реки Иордан. Он услышал Божье поручение идти и говорить смело и прямо с властью о последствиях греха. Не колеблясь, Илия приходит к царю Ахаву с Божьим ультиматумом. Пророк обещает царю, что последствием греха будет отсутствие дождя  и росы. Пророк прекрасно помнил Божье предупреждение, обращенное к еврейскому народу, с предупреждением, — за непослушание Творцу будет следовать засуха: «Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились и не стали служить иным богам и не поклонились им; и тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих, и вы скоро погибнете с доброй земли, которую Господь дает вам» (Втор.11:16,17). Именно божество Ваала отвечало за дождь и пророк демонстрирует всесилие Бога над природными стихиями, когда начинает молиться о засухе, чтобы народ и его царь были вразумлены. Поразительно! Илия молится и действительно дождь перестает: «Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев» (Иак.5:17). Библия при этом подчеркивает, что Илия был такой же человек, как и мы: «Илия был человек, подобный нам…» (Иак.5:17).

ГЛАВА 2. ИЛИЯ ТАКОЙ ЖЕ, КАК И Я

Мы точно знаем, что нет ни одного напрасного, лишнего слова в Библии. Как вы думаете, зачем Бог ставит акцент на том, что Илия был таким же человеком, как и мы? Да потому что часть людей, читающих эту историю, сейчас же начнет оправдывать себя. Одни скажут, — он же был пророком, а я не пророк. Другие, — он был Божьим человеком, молитвенником, а я простой христианин. Третьи, — ему Бог открыл, было откровение, а мне Бог ничего не открыл. Кто-то еще какие-то причины будет придумывать. Но мы то все понимаем, что фразой «Илия был человек, подобный нам» Бог ставит полный знак равенства между между легендарным Илией и нами и ожидает, что мы будем поступать точно так же. И фразу эта в Библии поставлена именно для того, чтобы убрать все сомнения и вдохновить нас. Так Бог нас вдохновляет на сильную, дерзновенную молитву.

А теперь давайте посмотрим, как именно молился Илия. Опять – таки, в этой детали есть великий смысл. «И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3Цар.17:1). «И пошел Ахав есть и пить, а Илия взошел на верх Кармила и наклонился к земле, и положил лице свое между коленами своими, и сказал отроку своему: пойди, посмотри к морю. Тот пошел и посмотрел, и сказал: ничего нет. Он сказал: продолжай это до семи раз. В седьмой раз тот сказал: вот, небольшое облако поднимается от моря, величиною в ладонь человеческую. Он сказал: пойди, скажи Ахаву: «запрягай колесницу твою и поезжай, чтобы не застал тебя дождь». Между тем небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь. Ахав же сел в колесницу, и поехал в Изреель» (3Цар.18:42-45). Интересно, о чем подумал пророк Илия, когда юноша рассказал, что дождя нет? Разочарование? Отчаяние? Не желание продолжать молитву? Неверие в то, что Бог ответит? Да нет же, пророк продолжает молиться. Потому что он понимает – молитва есть духовный труд, молитва требует постоянства и веры. Молитва – это ожидание чуда, ожидание Божьего действия. Но, чтобы это действие началось, нужна молитва.

ГЛАВА 3. БОГОСЛОВИЕ МОЛИТВЫ. СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

Семь раз пришлось молиться Илии. А что такое семь раз? Суть не в цифре, есть ситуации, когда нужно молиться 8 раз и 100 раз, а может быть миллион раз. Суть в том, что нужно молиться не взирая на временное отсутствие ответов или же молиться, пока ты не поймешь, что больше молиться не нужно. Но это нужно точно понимать от Бога. Иногда достаточно помолиться и трех раз, как это было с Ап. Павлом, в его болезни: «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»». (2Кор.12:8,9).

Главный вывод 2й, предыдущей главы, нашей темы – пророк Илия точно такой же человек, как и мы. Эту мысль подчеркивает сам Бог. А это значит, что и мы точно так же, как Илия, должны молиться с постоянством. В Новом Завете есть даже заповедь по поводу такой молитвы: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф.6:18). Слово «постоянство» переводится, с языка оригинала, как — постоянство, упорство, настойчивость, терпимость. Поставим несколько ключевых вопросов, которые мешают верующим глубоко, серьезно и постоянно молиться.

1й ВОПРОС. Зачем молиться, если у Бога есть план на нашу жизнь? Такие планы у Бога действительно есть и не только на жизнь одного человека, но и на жизнь народов. Но если есть планы, тогда зачем молиться? Божьи планы меняются, потому что у Бога есть планы, но люди отходят от этих планов, и, похоже, делают это очень часто. Поэтому Богу приходится Свои планы нередко откладывать и поступать по ситуации. При многих серьезных бизнес фирмах или при политических партиях есть служба аналитики. Эта служба занимается анализом ситуации и старается предвидеть все возможные сценарии, чтобы приготовиться заранее к реакции. Например, во время украинских событий политики знали, что сценариев может быть несколько: 1) Ввод войск; 2) Расстрел мирных граждан; 3) Мирное разрешение конфликта с участием в переговорах Запада; 4) Вторжение России и так далее. К каждому сценарию нужно было быть готовым. То же самое у Бога, Бог наперед знает, как человек будет поступать, но, при этом, не забывайте, что Бог дал людям свободу. На что похож Божий план – на дорогу с дорожными знаками. Если водитель будет ехать, соблюдая все дорожные знаки, с ним не приключится беды. Библия говорит о том же: «и если будешь соблюдать все, что Я заповедую тебе, и будешь ходить путями Моими и делать угодное пред очами Моими, соблюдая уставы Мои и заповеди Мои, как делал раб Мой Давид, то Я буду с тобою и устрою тебе дом твердый, как Я устроил Давиду, и отдам тебе Израиля» (3Цар.11:38). Соблюдаешь знаки, значит благополучно доберешься до места назначения. Если нет, тогда у тебя в пути большие неприятности, а может быть даже и гибель. Проблема в том, что мы очень часто отходим от этого плана или те люди, о которых мы переживаем, потому что они отошли от Божьего плана. Неверующая дочь, у кого-то муж, родственники, родители, коллеги по работе. Сюда же, к этой проблеме относятся даже наши какие-то качества, которые мешают исполнять волю Божью, — лень, пассивность и безразличие, грехи, с которыми мы тайно живем. Вот тогда нужно усиленно молиться, чтобы мы избавились от пороков, чтобы Бог формировал в нас тот характер, который поможет исполнять план Его в нашей жизни. Нужно молиться за других людей, чтобы они пришли к покаянию и вернулись к плану Божьему. «Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то умирает, то он умирает за беззаконие свое, которое сделал. И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, — к жизни возвратит душу свою» (Иез.18:26,27).

«Умертвили ли его за это Езекия, царь Иудейский, и весь Иуда? Не убоялся ли он Господа и не умолял ли Господа? и Господь отменил бедствие, которое изрек на них; а мы хотим сделать большое зло душам нашим?» (Иер.26:19). Бог, как мы помним, сказал ниневитянам, что наведет на них зло и не навел, то есть отменил: «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион.3:10). ВЫВОД: Мы молимся, чтобы вернуться к Божьему плану.

Илия молился семь раз, чтобы Божий план осуществился. Повторим, евреи отпали от Бога, вслед за женой своего царя, начали поклоняться идолам. Бог предупредил, что будет наказание. Илия молится, чтобы была засуха и через эту засуху, чтобы евреи обратились к Творцу. Пропрок просит проделать эксперимент, в глубокий ров, залитый водой, ложат жертвенное животное и сначал молятся последователи Ваала, чтобы с неба снизошел огонь, безрезультатно. Затем, молится Илия и огоно снисходит на жертву, не взирая на полный ров воды. Евреи падают перед Богом: «Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» (3Цар.18:39). А теперь, когда евреи обратились, Илия молится, чтобы пришел дождь. Так, пророк возвращает целый народ к плану Божьему о нем.

ОТВЕТ. Молиться, чтобы вернуться к Божьим планам в нашей жизни.

 

2. Зачем усиленно молиться, если Бог действительно знает, в чем мы имеем нужду еще до нашей молитвы? Да, действительно такой стих в Библии есть: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Матф.6:7,8). Довольно интересный комментарий на этот стих дает известный богослов Уильям Баркли. «Существовали, конечно, и другие формы повтора, которыми иудеи, как и все восточные народы, любили пользоваться. У восточных народов была привычка гипнотизировать себя бесконечным повтором какой-то фразы или даже только одного слова. В 3 Цар. 18,26 читаем о том, что пророки Вааловы выкрикивали: «Ваале, услышь нас!» с утра до полудня; в Деян. 19,34 читаем, что ефесская толпа в течение двух часов кричала: «Велика Артемида Ефесская!» Мусульмане могут часами подряд повторять священный слог хи, бегая по кругу, пока не приведут себя в экстаз и, наконец, не упадут без сил и сознания. Тоже самое делали иудеи с Шемоп. Это была своего рода замена молитвы самогипнозом. Но были и другие случаи, когда иудеи использовали во время молитвы повторы. Имели место попытки нагромождать в обращении молящегося к Богу всевозможные титулы и прилагательные. Одна знаменитая молитва начинается так: «Свято, благословенно, и прославленно, превознесено, превозвеличено и высокочтимо, восхваляемо и возносимо будь имя Всевышнего». Есть одна иудейская молитва, которая действительно начинается шестнадцатью прилагательными к имени Бога. Иудеи были, можно сказать, заражены словами. Когда человек больше думает не о том, о чем он молится, а о том, как он молится, его молитва умирает у него на устах». Вот против таких молитв и выступает Христос. Тем, кто полагает, что этот стих говорит о самой краткой молитве, задаю вопрос – зачем и о чем Иисус Христос, будучи Богом, молился ночами? А ведь молится всю ночь – это весьма долго.

ОТВЕТ: Бог знает, но хочет в нас видеть партнеров и детей, а для этого Бог хочет слышать нашу волю, наши желания. «… мы соработники у Бога…» (1Кор.3:9).

3. Зачем усиленно молиться, если Божья воля о нас самое лучшее? Мы что лучше Бога знаем, что нам нужно, что будем у Бога просить? Как раз Бог и ставит нас в такие обстоятельства, чтобы мы молились. Сначала Бог открывает свою волю, а потом ожидает, что мы будем об этой воле молиться. «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Матф.6:10). Мы знаем, что Бог желает покаяния всех людей. «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). А значит, мы должны молиться за власти (то же воля Божья) и за тех людей, которых встречаем на жизненном пути. Поэтому я меня есть целая молитвенная тетрадь, в которую я вношу всех людей, за которых молюсь, потому что их много. Мы не знаем лучше Бога, но молимся о том, что Бог нам открывает в заповедях и через духовных людей.

ОТВЕТ: Воля Божья самое лучшее для нас, но Бог свою лучшую волю осуществляет через нас, через людей.

4. Изменение воли Божьей не возможно. На все воля Божья. Проси не проси, но все равно будет, как хочет Бог. Людям так рассуждающим следует понять, что воля Божья как раз на то, чтобы молиться, чтобы просить. Воля Божья на то, что верующие должны сотрудничать с Богом. Воля Божья на то, что мы ничего не получим, если не будем просить.

ОТВЕТ: Если Бог ставит себя  зависимость от человека, тогда, конечно же человеческая свободная воля будет влиять на решения Бога.

ИЛИЯ. Представляете, если бы Илия смирился и сказал, на все воля Божья, нет дождя после первой и второй молитвы, значит и не нужно. Или может быть вообще не молился бы, ведь все равно будет так, как хочет Бог? Но Библия учит иному: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Иоан.15:7).

ОТВЕТ: У Бога есть главная воля, — это спасение людей. Но Бог иногда действует по ситуации. Так было с Ниневией, когда Бог отменил Свою волю о наказании народа.

5. Разве лично от моей молитвы что-то изменится? Я могу своей молитвой изменить ситуацию? Могу сказать о себе, и я этого не скрывал, в последние дни кровавых событий в Украине лично я молился, чтобы Бог убрал Януковича. Уже было понятно, что этот человек, который отдавал приказ стрелять в свой народ, не может быть президентом. Христиан, которые молились такими же словами, было великое множество. И результат? Экс-президент Украины Янукович официально объявлен в розыск. Скажите, что же теперь мешает нам, всем христианам, стать вместе и молиться, чтобы Бог остановил Путина? Есть одно потрясающее место показывающее насколько много зависит от молящегося: «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу» (Матф.24:20). Христос в этом стихе предсказывает гонение на христиан. Гонение само по себе ужасно, но если оно происходит зимой, когда в Израиле слякоть и передвижение по дорогам не возможно и если происходит в субботу, день покоя, когда еврейский народ отдыхает, это еще больше усугубляет сложности. Этот стих говорит о силе молитвы, которая способна регулировать даже дни, в которые будут происходить события. Христос говорили, чтобы христиане молились с верой в то, что гонения будут, но Бог сдвинет время гонений с субботы на другой любой день и не в дождливое время, когда по дорогам значительно легче передвигаться. Мы, получается, своими молитвами можем выпрашивать у Бога времена событий.

Еще одно место, которое хорошо показывает силу молитвы, просьба Ап. Павла, о молитве христиан, чтобы Бог открыл дверь для проповеди Евангелия: «Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах» (Кол.4:3). Именно по моей молитве Бог может изменять ситуации, давать здоровье, благословлять материально и духовно, но это должна быть моя молитва. И если я не молюсь, то ничего и не получу. В нашей жизни мы молились о новой церкви, молились о новых людях, молились о детях, чтобы они родились, затем молились, чтобы они стали христианами, молились, чтобы родители и родственники пришли ко Христу. Мы с женой молились обо всем и получали практически все, о чем молились.

Христос специально ставит акцент на молящемся, чтобы показать, как много зависит от самого человека: «Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова» (Матф.9:22).

ОТВЕТ: От нашей молитвы так много зависит, что вся наша судьба связана с молитвой к Богу.

6. Но ведь Бог действует и без моей молитвы? Все, что не просим то и не получаем, — таков Божий духовный принцип: «…и не имеете, потому что не просите» (Иак.4:2). Я настолько верю в истинность этих слов, что каждый день стараюсь промаливать все грани своей духовной жизни, жизни церкви, жизни семьи, нимало не сомневаясь, что Бог даст ответ, причем любой ответ, но даст. Соответственно, если я не молюсь и не прошу у Бога о своем характере, о своем служении и, о неверующих которых хочу привести ко Христу, обо всем, что важно в моей жизни, тогда я точно знаю, что не получу. Вот почему я не могу понять до конца тех, кто молится по пять минут.

ОТВЕТ: «Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите» (Иак.4:2).

7. Если, в большинстве случаев, по молитвам ничего не меняется, то у меня мало веры, что что-то вообще может измениться? Во-первых, мы живем не видимым, но верою. «ибо мы ходим верою, а не видением» (2Кор.5:7). Во-вторых, если нет веры, тогда вы должны каждый день об этом молиться. «И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (Мар.9:24). Когда я сломал себе руку, я же не думал в таком ключе, — как много людей на земле со сломанными руками переживали операцию, а я хочу без операции? Я не проводил социологические опросы. Просто в этот момент мне нужна была Божья помощь. Что касается более глобальных вопросов, — кто верил, когда молился, чтобы к власти, в нашей стране, пришли люди, которые знают Бога? Сколько было молитв на молитвенных служениях именно с такой формулировкой! Сколько христиан об этом искренне молились! И вот результат! Исполняющий обязанности на Украине, пусть временно, Турчинов, который является служителем одной из баптистках церквей Киева. Мне кажется, что так были посрамлены все, кто не молился и не верил в то, что это возможно. Вообще, нужно заметить, что скептики, это те, кто мало верят в Божьи чудеса, а значит их вера слаба. Впишите себе молитву о вашем маловерии и практикуйте ее каждый день.

Кроме того, есть чудеса, которые происходили только один раз в истории человечества – евреи вышли из Египта, остановилась тень, ослица заговорила, Иона оказался во чреве кита. Важнейшая мысль заключается в том, что когда мы молимся нам нужно верить не в закономерности, не в себя и свою веру, но нужно верить в Бога, в Его всемогущество.

ОТВЕТ: 1) Потому – то мы верим в Бога чудес, потому что Бог способен на чудо. А чудо – это то, что лишено закономерности, то, что происходит крайне редко, а то может быть и вообще раз в жизни. Вторая мысль – когда молимся нужно концентрироваться не на закономерностях, — как часто Бог отвечает на подобные молитвы, но на Боге, который Всемогущий.

7. Что же мне твердить одно и то же в молитве? И сколько твердить, месяцами, годами? Затем, что во время молитвы, очень часто, мы вступаем в духовную войну. Хотим ли мы того или нет, но так действительно происходит. Давайте вспомним Даниила пророка, который молился 21 день за освобождение Иерусалима. Мы атакуем темные силы, которые кружат над теми о ком мы молилмся. «Но он сказал мне: «не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан.10:12,13). А так же вспомним знаменитое место в Библии, которое подчеркивает, что во время молитвы идет война духовная с темными силами: «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12). Во-первых, слово «брань» переводится, как война. Во-вторых, война не против плоти и крови, то есть не с людьми, а с духами злобы поднебесной. Когда был сброшен с неба Архангел, который и стал дьяволом, с ним были сброшены и падшие ангелы, устремившиеся за князем тьмы, которые стали бесами. Вот с ними и идет война.

ОТВЕТ: Именно так. В молитве мы ведем битву с силами тьмы, которые нуждаются в постоянном молитвенном обстреле. Мы будем повторять одно и то же до тех пор, пока не произойдет чудо и не появится то о чем мы просим.

ВОПРОСЫ: 1) Как бы вы оценили качество своей молитвы? 2) Расскажите, как вы ведете молитвенную войну? 3) Что хочет Бог сказать лично вам, говоря, что Илия был таким же человеком, как и мы? 4) Зачем молиться если у Бога и так есть план на вашу жизнь? 5) Когда вы молитесь, как отвечаете себе на вопрос, зачем молиться, если Бог все знает и знает заранее? 6) Зачем молиться, если Бог лучше знает, что нам нужно? 7) Расскажите, как выв представляете себе молитвенную войну, что происходит во время молитвы? 8) Что зависит от вашей молитвы? Как часто вы молитесь? О чем молитесь? Как видно из вашей молитвы, что вы верите, — о чем вы помолитесь то и будет? 9) во всех деталях опишите, как вы молитесь когда у вас есть проблемы (неверующие родственники, вторая половина, дети, внуки, коллеги по работе, проблемы со здоровьем, с финансами)? А как вы молитесь за изменения в вашем характере? 10) Что конкретно поменяется в вашей молитвенной жизни после этой темы?

Лысенко Вадим