Путь ко Христу. Виктория Дягель
Книга Исая о пути к Христу.
Гордость
Кедр ливанский знали с незапамятных времен. Раньше весь Ливан был покрыт мощными кедровыми лесами. По приказу царя Соломона с Ливанских склонов возили лес для строительства Божьего храма и царского дворца.[1] В то время лес Ливана был самым большим и прекрасным, и поэтому пророк Исаия сравнивает гордыню с могуществом деревьев и лесов.
Современный взгляд на гордость носит позитивный характер. Для мира гордость это положительная самооценка, самоуважение, чувство собственного достоинства и собственной ценности, которое не ожидает общественного признания. Мирское понятие гордости это:
- Честь — это чувство превосходства с общественным признанием.
- Тщеславие — общественное признание без реального превосходства.
- Доблесть – это высокое свойство души, высшая добродетель, твое великодушие[2]
Но Библейский взгляд на гордость совершенно противоположный. Гордость в глазах Бога это
- Богохульство (Мф.7:22; 2Тим. 3:2)
- Богоненавистничество (Рым. 1:30)
- Мерзость (Притчи16:5)
Бог ненавидит гордость и будет с ней бороться. Гордость как линзы на глазах человека, которые искажают реальный мир. Гордость делает кумиров. Линзы гордости возвышают человека, превозносят и преувеличивают свою значимость. Глаза гордости высоко поднятые, их тщеславие не имеет границ. Гордость возносит человека и отдаляет далеко от Бога. Она закрывает ему глаза на то, что делает Бог.
В Библии это качество всегда противоположное Богу, одно из самых негативных качеств человека, которое встречается в Писании – быть как боги (Бытие 3:5), взойти выше звезд (Мк.7:22)
Гордость, это стремление человека быть больше чем он есть. Это было и стремлением сатаны (Иезек.28:15). И этим же самым желанием сатана искусил Адама и Еву. Тщеславие это зло в глазах Бога (Иак.4:16)
10 глава книги Исаия говорит о правителях, которые пребывают в гордости и надменности. Они превозносятся над людьми. Несправедливо выносят решения, устанавливают законы, чтобы больше возвыситься над бедными и унизить их права. Вдов и сирот, которые не имеют защиты, делают своей добычей и грабят. Они считают, что мудрее и сильнее их никого нет. Но Господь предупреждает, что если к таким «великим и сильным» придет бедствие, где же они найдут себе защиту, если сильнее их никого нет. Бог будет попирать их, так как они попирали бедных, сирот и вдов. Они станут как грязь на улице попираемая ногами человека.
Исаия пытается пробудить своих соплеменников, словом от Бога. В его речи слово «горе» словно поезд, который давит и обличает их (Исаия 10:1-4)[3]. Бог говорит «Горе вам…», потому что Божья рука с жезлом гнева тяжелеет над ними. В руке Божьей бич негодования против них и вскоре Божий гнев постигнет их. В Исаия 10:5-12:6 говорится об Ассирийской империи. Предназначение Ассирийской империи было быть жезлом и бичом в руке Бога (Ис.10:12-14). Ассирия подчиняет полностью себе еврейский народ, но Бог накажет Ассирию за надменность (Ис.10:13,14). Эта империя была просто сильное орудие в руке у Бога, и Бог отнимет эту силу у них. (Ис.10:18,19). На то время Исаия предсказал гибель великой и сильной Ассирийской империи. Но в контексте речей пророка Исаия видно, что это касается всех.[4]
Гордец говорит – «Это все сделала моя сильная рука и мудрость. Сокровища и богатства всех народов мои. Все земли мои и против меня никто не может устоять» (Исаия 10:13-14). Но настанет день и из-за человеческой гордыни уничтожение будет по всей земле. Останутся те, которые будут уповать на Бога. Перед величием Господа Саваофа ничего не может устоять, и любую человеческую гордыню Бог унизит. В конце победитель будет Бог.
Господь говорит людям, которые в смирении уповали на Бога и претерпевали от гордости и надменности людей, чтобы они не боялись. Еще осталось немного, и Бог истребит их обидчиков – ожидается ярость и негодование от Бога. Бог поражает гордыню и спасает смиренных людей. Бог установит Свое Царство и это будет совершенно другое царство – царство Мессии, славное Божье царство, которое утвердится на обновленной земле. Чтобы попасть в такое Царство необходимо отсутствие гордости, а в Библии, это смирение и кротость (Исаия 11:3-5). Бог от нас ожидает:
- Не возвышаться над другими.
- Находится в покорности и кротости, через которую возвеличится Бог.
- Активных и смелых действий по распространению Его царства.
Помнить! Человек должен действовать и прилагать усилия, а результат всех человеческих действий это подарок от Бога. Например: Я вырастила картофель, но результат Божий. Не гордится своими трудами и достижениями, а хвалить Господа за произведенный труд через нас. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1Петра 5:5; Иакова 4:6; Притчи 29:23).
Смирение.
Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.
И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет, есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море[5] (Ис.11:6-10).
Это ожидает людей, которые в смирении и кротости придут к Господу, и будут полагаться на Личность, которая придет от рода Давида. Это Мессия от Господа, Он придет с особой миссией освободить людей. На Нем будет почивать Дух Господень. Мир и покой ожидает этих людей, это будет новое царство, где ничто больше не будет угрожать людям, которые полагаются на Бога. Восстановится Божье Царство – царство Мессии. Мессия будет защищать бедных и поразит нечестивых, потому что Его царство будет царством праведности. Царство мира и покоя, где будет согласие и красота (Исаия 11:3-5).
Восстановится союз между Творцом и человеком, между людьми и всем творением. Это то, что потеряли Адам с Евой в Эдемском саду, когда их гордыня и желание стать богами погубила их.
- Они потеряли согласие с Богом и его творением.
- Они потеряли мир и покой в своих душах.
- Они потеряли благодать от Бога. Иак.4:6; 1Петра5:5.
- Защиту и ведение от Самого Господа. Исаия 11:9, 11,12.
Сегодня человеку нужно смирение перед Богом.
- Осознать собственное положение перед Богом.
- Признать свою греховность.
- Почитать других выше себя.
- Быть скромным.
- Быть искренними с людьми.
- Не оправдывать того, что заслуживает порицания.
- Не прикрываться Божьими истинами, а все отдавать Божьему суду, который будет пробуждать веру в Бога.
Смирение, это понимание человеком собственной ничтожности по отношению к Божьему величию и славе, поэтому человеческое смирение так ценно в глазах Бога. Бог не может стать всем для человека, если человек не признает своей слабости перед Ним. Это несовместимо с мирскими взглядами, но у Бога другие мерила.[6]
Смирение это отсутствие гордыни. Человек вежлив и почтителен по отношению к другим, он скромен. Смирение не является трусостью или слабостью. Наоборот, гордость это проявление слабости. Чтобы проявить смирение часто требуется проявление мужества, силы и смелых действий. Человек, который находится в смирении, не привлекает внимания на самого себя и на свои способности. Наоборот, смирение помогает видеть себя таким, каким видит Бог, и вести себя с людьми тактично. Смиренный человек не возвышает себя над другими. Он в сердце своем никогда не скажет, что у него какие-то особые заслуги, а наоборот имеет то, что дарует ему Бог. У этого человека мир с самим собой и Богом, у него внутреннее умиротворение. Смирение это жизнь в мире с Богом, это мужественное согласие с Его волей, это ученичество у Христа, и готовность пройти испытания и проблемы в своей жизни в мире и покое, возлагая все на Бога.[7]
Истинное смирение обретают благодаря искуплению совершенному на кресте Иисусом Христом. Это тот, о котором писал Исаия, это та Личность, которая пришла от рода Давида. Это Мессия от Господа, на Нем будет почивать Дух Господень. И если человек обретает смирение через Иисуса Христа, он сможет быть смиренным сердцем отказаться от самовозвеличивания и самовосхваления ( Рим.3:23; Гал.6:14; Мф.11:29). Находясь у креста Иисуса Христа, люди учатся благодарить за страдания и унижения, только так человек может научиться, что прежнее наше достижения были лишь видимостью.[8]
Иисус Христос Мессия, который пришел от еврейского народа. Пришел, чтобы установить Свое царство и разрушить проклятие, которое принесли человеку Адам и Ева. В этом царстве народ Божий занимает особое место, Бог обещает им возвратить то, что они потеряли из-за своего греха. Это будет царство праведности мира и покоя, царство согласия, без войн и грабежей. И в это место прейдет не только Его народ, но и язычники, созванные со всего мира.
Принимая своим сердцем смирение и полагаясь на то, что сделал Иисус Христос на кресте для нас, мы приобретаем спасение от грехов. Мы приобретаем будущее с Богом, жизнь вечную с Господом нашим Иисусом Христом.
Смиритесь пред Господом, и вознесет вас. Иакова 4:10
Благословения от Господа.
Вода играет огромную роль в жизни человека, а особенно в местах, где жил израильский народ. В их жарком климате вода необходима. В Писании Господь часто использует образ воды: это несчастье – потоп (Быт.6:13-8:22), это бушующее море, которое сравнивается с нашим мятежом (Пс.64:8), но в, то, же время вода это благословение от Бога – Сам Дух Святой сравнивается с водой живой (Ин.4:10,13;7:38; Ис.44:3).[9]
Исаия тоже говорит об источниках вод, которые Господь пошлет на находящийся в послушании народ – «и в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Исаия12:3).[10] Вода это символ благодати, даруемой Господом из не пересыхемых источников спасения. Бог многомилостив и он дарует эту милость и благодать человеку. Она ему необходима, как роса или дождь для травы, она поддерживает человека. Иначе мы засохнем и пропадем.
Господь благословил человека тем, что обратился к нам, проявил милость и благодать на человека. Единственный источник этого благословения является Сам Бог, и эта благодать дается только через веру в Иисуса Христа, и только через Него человек может приобрести милость от Господа. Это есть выражение Его Божественной любви к нам.
Мессия – Иисус Христос, из рода Давидова, Личность, которая сняла с нас всякое проклятие. Через Него благословение распространяется не только на еврейский народ, но и на всю землю (Деян.3:26). То, что Господь сделал для нас достойно того, чтобы Его славили, и приносили хвалу, потому что
- Его Величие это причина для веселия и радости.
- Его Величие побуждает нас к свидетельству о Его славе
- Его Величие побуждает нас свидетельствовать о Его Сыне Иисусе Христе.
Исаия не исключение и в 12 главе пишет гимн хвалы Господу. Где раскрывает величие и славу Бога. Настанет день радости, благодарения и хвалы Господу, день избавления. А в человеческих устах только благодарность, – больше молчать и удерживать в себе хвалу к Богу нельзя. Получить от Бога такое благословение и такую благодать молчать и скрывать невозможно. Люди знают твердо – они искуплены. Спасение Мессией окончательное и полное.
Его народ призывает другие народы славить Господа. Взывать провозглашать Его имя, трубить о славных делах Его. Быть глашатаем Господа. Он заслуживает на то, чтобы все славили Его славное имя.[11] Хвалить и славить имя Господа, будет не только Его народ, но будут призываться и другие народы – по всей земле будет восхвалено Его Имя.[12]
В еврейском и греческом слова «благословение» употребляются в значении восхвалять, прославлять, благодарить, в русском синодальном тексте есть именно такие переводы ( Быт.24:48; Втор.8:10; Суд.5:29; Мф.14:19; 15:36; 26:26; 1Кор.10:16). Поэтому благословение и восхваление Богу понятия очень близки.
На сегодняшний день для нас это благодать от Господа, что мы можем находиться в Его Славном присутствии и хвалить Его Имя, это великое благословение, что мы можем стать источником благодати для других. Иисус Христос оставил нам великий пример Он благословлял детей (Мк.10:16); уходя на небо, он благословил учеников (Лк. 24:50) и теперь верующие в Него становятся источником этого благословения, надо благословлять наших врагов и гонителей (Мф.5:44; Лк.6:28; 1Кор.4:12; 1Петра 3:9).
Отказаться от гордыни и смирится перед Богом и только после этого человек может получить благословения, благодать и милость от Бога и прибывать в Его Славе и хвалить Господа. Благодарность Богу за избавление, за то, что Он отвратил Гнев свой и нас утешает. Бог источник силы, спасения и радости. Великий и Чудный наш Бог!!!
Библиография
Библия, Книги Ветхого и Нового завета, канонические, Библейская лига, WWP, Минск, Беларусь, 2005г.
Стенли Хортон, предисловие Роджера Коттона, Книга пророка Исаии, Русское издательство Лайф Паблинерс Интернешнл, Срингфилд, Миссури, США, 2003.
Толкование Ветхозаветных книг от книги Исаия по книгу Малахии, Редактор Платон Харчлаа, Русское издание Славянское Миссионерское Издательство Ашфорд, Конектикут, США, 1996.
Фритц Риникер, Герхард Майер, Библейская Энциклопедия Брокгауза, Свет на востоке, Христианская зоря, 1999.
Викепедия свободная энциклопедия, Смирение (в христианстве), http://ru.wikipedia.org, 8.10.2011, 02.10.2011.
[1] Риникер Фритц, Майер Герхард, Библейская Энциклопедия Брокгауза, Свет на востоке, Христианская зоря, 1999, стр.531.
[2] Викепедия свободная энциклопедия, Гордость, http://ru.wikipedia.org, 2.10. 2011.
[3] Риникер Фритц, Майер Герхард, Библейская Энциклопедия Брокгауза, Свет на востоке, Христианская зоря, 1999, стр.531.
[4] Толкование Ветхозаветных книг от книги Исаия по книгу Малахии, Редактор Платон Харчлаа, Русское издание Славянское Миссионерское Издательство Ашфорд, Конектикут, США, 1996, Стр.37-42.
[5] Библия, Книги Ветхого и Нового завета, канонические, Библейская лига, WWP, Минск, Беларусь, 2005г.
[6] Риникер Фритц, Майер Герхард, Библейская Энциклопедия Брокгауза, Свет на востоке, Христианская зоря, 1999, стр.917.
[7] Викепедия свободная энциклопедия, Смирение (в христианстве)11:49, http://ru.wikipedia.org, 8.10.2011, 02.10.2011.
[8] Риникер Фритц, Майер Герхард, Библейская Энциклопедия Брокгауза, Свет на востоке, Христианская зоря, 1999, стр.918.
[9] Риникер Фритц, Майер Герхард, Библейская Энциклопедия Брокгауза, Свет на востоке, Христианская зоря, 1999, стр.150.
[10] Библия, Книги Ветхого и Нового завета, канонические, Библейская лига, WWP, Минск, Беларусь, 2005г.
[11] Хортон Стенли, предисловие Роджера Коттона, Книга пророка Исаии, Русское издательство Лайф Паблинерс Интернешнл, Срингфилд, Миссури, США, 2003,стр. 143.
[12] Толкование Ветхозаветных книг от книги Исаия по книгу Малахии, Редактор Платон Харчлаа, Русское издание Славянское Миссионерское Издательство Ашфорд, Конектикут, США, 1996, Стр.42.