Skip links

ПРОНИКАЯ В СУТЬ РОЖДЕНИЯ ХРИСТА В. Лысенко

«Рождество Иисуса Христа было так…» (Матф.1:18). Такими чеканными, лаконичными словами начинается повествование о самом удивительном и самом важном событии, которое только произошло в истории человечества. Вообще, следует заметить, что Библия не слишком мелодраматична, не слишком чувствительная книга. Она, с величием и достоинством повествует нам о самых важных событиях и передает самые мудрые слова, которые только когда-либо произнесены и все это как-то удивительно просто, так же, как и слова описывающие приход Христа на землю.

«Рождество Иисуса Христа было так…» (Матф.1:18). А еще в этом повествовании есть изложение фактов, которые всегда можно проверить. Например, Вифлеемская звезда, о появлении которой известно Астрономам и историкам или перепись населения в тот момент и там, где родился Христос: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» (Лук.2:1,2). Что ж, начнем внимательно читать о тех великих и радостных событиях, когда сам Бог родился в этом мире.

ГЛАВА 1. БЕРЕМЕННА ДО СВАДЬБЫ

«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго» (Матф.1:18). В еврейском народе, существовала 3х ступенчатая, если можно так сказать, подготовка к свадьбе, включая и саму свадьбу.

  1. Сватовство. Брак считался столь серьезным делом, что им занимались в основном родители, а дети, тем более, что нередко сватовство происходило, когда дети были еще маленькие, точно не могли решить столь судьбоносного вопроса. Но даже если дети были уже взрослые, нельзя было решать столь серьезное дело под воздействием эмоциональных порывов влюбленности. Родители жениха встречались с родителями невесты и обстоятельно, по деловому, учитывая состояние и положение в обществе договаривались о предстоящей помолвке и свадьбе.
  2. Обручение. Это был второй шаг, вторая ступень, на которой подтверждалось сватовство. Интересно, что обручение длилось, примерно, 1 год, но молодые уже считались мужем и женой, хотя вместе пока не жили. Еще более интересно узнать, что прекратить такой предварительный союз можно было только через официальный развод. Как пишет комментатор Евангелия Уильям Баркли, у евреев нередко можно было услышать такое странное словосочетание — «девственница вдова», значение которого теперь совершенно понятно и не вызывает удивления.
  3. Брак – являлся заключительной частью подхода к созданию семьи и переходом от помолвки и раздельной жизни к жизни совместной уже в брачном союзе.

А теперь представьте всю шоковость, так сказать, ситуации, когда девушка от обручения до брака, когда у будущих супругов еще не было интимных отношений, забеременела? Это было нарушением всех мыслимых заповедей. Над Марией нависла не одна, а целый букет угроз: 1. Угроза смерти. Самая опасная, буквально опасная для жизни. В еврейском народе существовал суровый закон  предохраняющий нацию от развращения: «Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя» (Втор.22:23,24); 2. Угроза быть обесславленной. Угроза дурной репутации. Вы знаете, как в народе стойко живет память, о какой-то ошибке или проступке получившим огласку. Особенно это характерно для малонаселенной местности. Одна оплошность и на всю жизнь. Семья разговаривает между собой: «Пойди деньги одолжи у Коли тракториста» Так зовут соседа, который никогда к трактору и близко не подходил, но однажды он оговорился и сказал вместо слова «машина» слово «трактор». Все, навсегда имя «Коля тракторист». А что же могло быть с Марией, которая беременна до свадьбы? Клеймо, которое ничем не смоешь; 3. Угроза отвержения. Если девушка пошла против традиции общества, то вряд ли она останется всеми принятой с доброжелательным отношением к ее проступку. А каково это жить, когда тебя все отвергают, никто не принимает? 4. Угроза быть опозоренной и остаться одной. В этой ситуации ее мог бросить муж, ведь нужно было мужу как-то всем объяснять, что же произошло на самом деле? 5. Угроза сломанной судьбы. Даже если бы муж простил. Он бы знал, что жена его обманула и перед самой свадьбой изменила с другим. Легко ли строить новую семью на таком основании? 6. Угроза счесть Марию сумасшедшей. Кто бы поверил, если бы девушка беременна до свадьбы сказала, что ко мне прикоснулся Богу и поэтому я жду ребенка? Тут два варианта объяснения, или девушка просто самым наглым образом врет и Бога не боится или она потеряла рассудок, у нее больное сознание.

Что же было делать Марии? Бывают в жизни верующего человека ситуации, когда можно надеяться только на Бога. Люди не смогут ни помочь, ни понять.

О МАРИИ. Мария знала, что ей будет не легко, знала обо всех возможных последствиях и тем не менее согласилась быть матерью Христа: «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лук.1:30,31). Теперь мы гораздо лучше понимаем, что значат слова согласия Марии и чего они стоят? «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему…» (Лук.1:38). Мария знала, что если Бог дает задание, а если обратиться к современному слушателю, читателю, то можно сказать, если Бог дает заповедь, дает свое слово, то Он же и дает силы все перенести и помогает. Есть знаменитый стих в Библии, который согревает и дает надежду в самых отчаянных обстоятельствах: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13). Интересно, что слово «облегчение» переводится, не просто в смысле, что Бог дает силу выдержать трудный момент, но еще одно значение, и первое значение этого слова, в переводе с греческого – выход. То есть, во всех трудных обстоятельствах Бог дает выход. Сделаем первый вывод. Вначале любое дело кажется невозможно трудным, но когда ты пересилишь себя, тогда начнет получатся. Так и с в Божьем деле. Вначале волю Божью бывает трудно исполнять, но когда начинаешь, понимаешь, что Бог дает силу.

ОБ ИОСИФЕ. Был ли разговор на эту, столь щекотливую тему, между Марией и Иосифом? Не сложно догадаться, что был. Мария все рассказала и объяснила. Рассказала, что к ней пришел Ангел и сообщил, что именно через нее родиться Мессия и родиться сверхъестественным образом. Как же сложно в такое поверить, тем более если ты муж Марии. Иосиф, будучи очень порядочным и добрым человеком, решает отпустить свою молодую жену, на свободу от брака, разорвать обручение, развестись: «Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Матф.1:19). В этой фразе заложен удивительный пример благородства Иосифа. «Огласить» значит рассказать всем людям, что Мария до брака забеременела, что она виновата в страшном преступлении и таким образом, во-первых, снять с себя вину, во-вторых, наказать по заслугам ту, которая предала, обманула, причинила столько боли и переживания Иосифу. Но, муж Марии, вместо такой законной мести выбирает другой путь, он хочет отпустить беременную девушку, и все бы подумали, что беременна она от Иосифа, а Иосиф желает с ней развестись. То есть муж Марии, отчасти, берет вину и позор жены  на себя. Смею предположить, что Иосиф так поступает, потому что любит Бога и любит Марию. Не даром же в Библейском описании любви есть один важный пункт: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1Пет.4:8). Слов «покрывает» с греческого переводится, как — покрывать, закрывать, скрывать, укрывать. У меня перевод этого слова рождает ассоциацию с мамой, которая подходит к спящему и немного замершему ребенку и накрывает его одеялом, выказывая нежную заботу, даже если ребенок только что сделал шкоду, попросил прощение и всхлипывая заснул. Вывод второй. Если ты готов поступать, по Божьему, с любовью во всех ситуациях, то становишься частью Божьей истории, участником Божьих чудес. Поступаешь по Божьему и Бог тебе отвечает тем же. Одна девочка в сочинении на тему «Материнские руки» написала:  «Одной рукой моя мамочка делает масло. Другой рукой делает заплатки на куртке моего папы. Другой рукой она готовит нам обед. Другой рукой она заплетает мои косы, перед тем, как идти в школу». — Тоня, — обратился, улыбаясь, учитель к девочке. — Ты пишешь: другой рукой, другой рукой, как же это так? Столько рук! Сколько же рук у нее на самом деле? — Две, — решительно ответила девочка. -Для отца и семи детей — для каждого из нас две руки, получается 14 рук. Потом для кухни, для хлеба и поля опять по две руки- всего 6 рук! Еще две руки для бедных людей, опять получается две, да еще две для Бога, когда она молится — всего 26! Пораженная учительница заметила девочке: «Сколько рук у твоей матери для людей, столько же рук у Бога для твоей матери».

ГЛАВА 2. КАК РОДИЛСЯ СЫН БОЖИЙ?

Ситуация была такова, что только Бог мог и должен был вмешаться. Да, всем понятно, стать музыкантом, художником, бизнесменом, овладеть любым мастерством – не легкий путь. Но почему же может показаться, что путь с Богом легкий? Нет, этот путь не легкий, но легкая жизнь пуста и не интересна. Пусть  с Богом это самое увлекательное путешествие! Но если идешь путем Божьим, Бог всегда будет помогать. «Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Матф.1:20). Во-первых, приходит сам Ангел, Божий посланник и сообщает, что действительно Мария не согрешила и не изменяла. Она сохранила свою чистоту. Во-вторых, Ангел приходит во сне. Наверное, нервное напряжение Иосифа было таким, что если бы Ангел пришел на яву, то Иосиф бы не выдержал такого потрясения. А так мягонько, во сне. И мы представили картину, как Иосиф просыпается и с сожалением сам себе говорит: «Жаль, что это всего лишь сон, а в жизни никуда проблемы не исчезают». Но Ангел сказал еще кое-что. Он обратил внимание на пророчество, которое Иосиф знал: «…да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Матф.1:22,23). Девушка родит. Само по себе словосочетание удивительное. Я так и представляю, как наш герой, терзаемый сомнениями, вскочил с постели, схватил Священные Писания Ветхого Завета и начал жадно читать – проверять то самое место, которое написано у пророка Исаии и которое процитировал Ангел: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14). Теперь мужу Марии ничего не оставалось, как поверить и успокоиться. Вывод третий. Если вы не знаете, как поступать – обязательно ищите, что об этом говорит Библия и покой от Бога придет на уверенность, что мой поступок это воля Божья.

Как же будет непосредственно сам процесс зачатия и рождения, наверняка думали Иосиф с Марией? «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук.1:35).

1. Дух Святой найдет на тебя. Слово «найдет» переводится, как самое близкое приближение. Можно сказать прикосновение. Дух Святой третье лицо Святой Троицы. Его задача оживлять, вдыхать жизнь, восстанавливать. Именно Дух Святой давал жизнь всему живому в момент сотворения планеты: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:1,2). Сегодня Дух Святой, третье лицо Троицы, делает то же самое. Он оживляет. Читая Новый Завет, находим ту же мысль, звучащую из уст Самого Христа: «Дух животворит; плоть не пользует нимало…» (Иоан.6:63). Слово «животворит» так и переводится с греческого – оживляет. Только оживляет Дух Святой не физически, а духовно. Библия учит, что каждый человек, согрешая, умирает для Бога. Но, Дух Святой находит на нас, приближается к нам и делает все, чтобы человек покаялся, он прикасается к совести, человеку становится стыдно перед Богом за свои грехи, он кается и оживает, восстанавливается. Так оживляет Дух Святой: «и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены» (Еф.2:5). Знаете, как определить, когда Дух Святой находит на вас? Появляются мысли о Боге, задаешь себе вопросы, а я не прогневлю Бога, а поступлю ли я так, как Христос, не нарушаю ли заповеди? Как мне оказать любовь к человеку? Вот когда такие мысли вас посещают – это приближение Духа Святого.

И еще одна важнейшая мысль, заложенная в этом стихе, — Христос рождается от Марии и не от земного отца, но от Духа Святого. Я все искал аналогии этому величайшему чуду и понял, что подсказка лежит в сфере современных технологий искусственного оплодотворения. Один из методов — инъекция сперматозоида в яйцеклетку. Мужское и женское начало соединяясь рождают новую жизнь. Кстати, никто из учёных не может точно сказать, когда же именно, в какой момент, появляется жизнь? Цитата из одного сайта: «Ответить на этот вопрос никто не может. Таинство зачатия в буквальном смысле слова остается тайной за семью печатями». Бог взял мужское начало, которое не несло программу греха родителей, и соединили его с клеткой Марии. В результате на земле появился безгрешный человек, Богочеловек. Поэтому говорится в Евангелии от Луки, что рождаемое это Святое. Обратите внимание, как важно каждое слово: «рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук.1:35). Кстати, для самых больших скептиков, не следует забывать, что весь материальный мир произошел таким же образом из ничего. Вначале духовное, а затем материальное: «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр.11:3).

2. Сила Всевышнего осенит тебя. С этим выражением еще более интересная ситуация. Само слово «осенение». Само слово «осенить» переводится, как накрыть. У евреев до строительства храма был такой громадный шатер, назывался скиния. Считалось, что в этой скинии обитает Бог и поэтому скиния была местом поклонения Богу. «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию» (Исх.40:34,35). Теперь понимаете, что хотел Бог показать и сказать Марии и всем нам, когда Ангел говорит Марии: «… Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук.1:35). Человек, знающий Библию, мог спросить, — а что Мария разве храм Божий, что ее осенит сила, ведь только же храм осеняется? В этом глубокий смысл, показывающий нам, что теперь, место, где пребывает Христос, оно будет осеняться, его будет покрывать, накрывать Дух Святой. Соответственно, когда рождается Христос в сердце человека, когда человек кается и принимает Христа и верой живет с Ним постоянно, тогда сила всевышнего осеняет человека и сам человек становится храмом. Да, кстати, Новый Завет таки и говорит о христианине, как о храме: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16). На Марии первой было показано, где живет Дух Святой там и храм. В Ветхом Завете в храме пребывал Дух Святой, в Новом на каждом уверовавшем. Скажем еще проще, — где Христос там и духовный храм.

ГЛАВА 3. ЗАЧЕМ РОДИЛСЯ СЫН БОЖИЙ. ОБ ИМЕНАХ ИИСУСА ХРИСТА?

«родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф.1:21). Обратим внимание на несколько истин, которые заложены в этой коротком описании смысла рождения Христа:

1. Главное дело Христа. «Он спасет». Иисус – это имя мальчика, родившегося и имя это означает  — Бог спасает. Ангел указывает смысл и назначение рождения Христа. Не секрет, что на земле каждый человек имеет свою миссию, свою цель и назначение. Мы зачем-то приходим в мир. И хорошо бы, чтобы каждый себе задал этот вопрос, с точки зрения Божьего взгляда, с точки зрения духовности. О композиторе Бахе можно смело сказать он пришел, чтобы прославить Бога своей музыкой, тем более, что Бах был христианином. Об учёных протестантах Максе Фарадее, Исааке Ньютоне, астрономе Кеплере так же можно сказать, они продвигали развитие человечества и прославляли Бога. О матери выдающегося отца церкви Августине, праведной Монике, можно сказать, что она родилась, чтобы воспитать своего сына великого христианина.

2. Пришел. Видим как значимо каждое слово сказанное Ангелом. Вы бы захотели идти туда, где вас не просто не ждут и вам будут не рады, а где вас будут распинать и вы погибните? Человека идущего на верную смерть можно назвать безумцем. Христос вошел в это зло, чтобы пострадать, чтобы вытащить из этого зла людей. Был такой человек Янош Корчак, великий педагог еврей из Польши. Он занимался оставленными родителями детьми. Корчак писал удивительные детские рассказы и книги по воспитанию детей. Он утверждал, что понятия ребенок не существует, есть человек в каждом ребенке. Он призывал считаться с каждым маленьким существом и любить его всею душею. В 1940 году, наступил момент проверки соответствия взглядов великого педагога и его жизни. Когда фашисты забрали всех детей в Варшавское гетто, Януш Корчак отправился туда же, чтобы быть вместе со своими беспризорниками. Корчаку, немцы предложили тайно оставить гетто и сохранить свою жизнь на арийской территории, но он категорически отказался. В 1942 году всех 200 детей отправили в концлагерь Треблинку, где он с детьми вошел в газовую камеру, сделав шаг в вечность, ради  любви к ближним. Христос учил: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан.15:13).

3. Пришел СПАСТИ ОТ ГРЕХОВ. Ели Бог приходит на землю то, безусловно, он будет заниматься самым важным делом. Таким образом, спасение людей есть важнейшее дело на земле. В обращении Ангела проговаривается от чего спасет Христос: «…спасет … от грехов …». Христос своим приходом поменял мораль, культуру, искусство, мнения, основания жизни, отношение к женщине, здоровью, к ценности человеческой, и все же, самое главное, для чего пришел Христос, чтобы спасать людей от грехов. Мне нравится, как точно указано, что Христос спасет не от ада, не от дьявола, не от ужаса, депрессии бедности и несправедливости, которая будет всегда пока есть люди. Христос пришел, чтобы спасти от греха, потому что Бог занимается первопричиной, а не следствиям. Бог не похож на врача никак не могущего установить диагноз. Он знает диагноз – это грех. Бог не только создал человека, но еще и дал закон для жизни людей. Тот, кто переступает Божий закон и является грешником. Бог есть судья и по его закону плата за грех смерть. Смерть, как приговор. Как Бог выгнал первых согрешивших, ослушавшихся Бога, людей из рая, так и по сей день, всякий грешащий оставляет сам Бога. Христос пришел, чтобы объяснить людям, что такое грех, как он убивает человека и как быть спасенным от греха. А потом еще и сам на Себя взял грехи всего мира и был распят. «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Иоан.1:29).

3. Людей своих. Однажды у Франциска Ассизского, святого13 века, спросили, почему именно тебя избрал Бог? Он не задумываясь ответил, — Однажды Бог искал самого ужасного, страшного, плохого человека, чтобы именно через него показать всю Свою славу, все удивительные возможности менять людей. И он нашел меня.

Христос пришел, чтобы спасти, а спасание происходит через рождение в сердце человеческом Христа. Я подумал о том, что мы, естественно критикуем людей, обсуждаем их, но смотрите чем логика наша отличается от логики Христа, — Он не только видит и называет грех, но сразу же предлагает выход и этого греха. Наша цель, когда мы критикуем — судить, Его цель – спасать: «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Иоан.12:47). Нам нужно всегда выбирать Христа.

Один богатый владелец супермаркета решил сделать доброе дело — пригласил в свой магазин детей-сирот из детдома. Когда их привезли в магазин, предложил детям, за 15 минут до открытия магазина, выбрать себе одну игрушку. Дети с шумом разбежались по магазину. Каждый хотел выбрать себе игрушку получше. Богатый человек  заметил, что один мальчик стоит рядом с ним и никуда не бежит. — Что же ты стоишь, мальчик?! Уже не так много времени осталось. Беги быстрее — выбери себе что-нибудь. — А я уже выбрал, — вдруг ответил сирота. — Что же ты выбрал? Ведь у тебя в руках ничего нет! — А я …вас, дяденька, выбрал! Потрясенный владелец супермаркета усыновил смышлёного мальчишку. Люди часто в своей жизни бегают за «игрушками» и благами, в то время как Дающий блага всегда рядом.  «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим.8:32).

ВОПРОСЫ: 1) Что пришлось пережить Марии, после того, как она беременна? 2) Что пережил Иосиф и как он пережил свои сомнения? 3) Что значит выражение «Сила Духа Святого найдет на тебя», «Дух Святой осенит тебя»? 4) Что значат слова «спасет от грехов людей своих»? 5) Что вас больше всего поражает в событиях Рождества? 6) За что вы больше всего благодарите Бога в праздник Рождества?