Skip links

Опасно или безопасно следовать за Христом? Джон Пайпер

Как насчет такого парадоксального сочетания? Мы переходим к следующему сочетанию парадоксов, которое мне очень нравится: к парадоксальным утверждениям о том, легко или трудно следовать за Ним; безопасно или опасно следовать за Ним. Итак, легко или трудно? Его ответ: Да. Если вы только почитаете Евангелия – я имею в виду, поверхностно, без озарения от Духа Святого, которое помогло бы увидеть сочетание несочетаемого в чудесной личности Христа – вы просто будете снова и снова чесать затылок.

Приведу несколько примеров, всего два. Матфея 11:28, это очень известный текст, он нам всем нравится: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое…» – продолжите – «…благо, и бремя Мое легко». Правда? Как насчет Матфея 7:13? «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». При этом хочется сказать: «Ты психически болен? Ты что, шизофреник? Что с Тобой? Придите ко Мне – придите ко Мне все труждающиеся. Я успокою вас. Я кроток. Я смирен сердцем. У Меня есть иго. Я возлагаю иго, но это иго благо. У Меня есть бремя, но это бремя легко. Идите узким путем, потому что путь, ведущий в ад, очень легкий, а путь, ведущий на небеса, очень трудный». Вот мой Иисус. Вот мой прославленный Иисус.

Знаете почему, как мне думается, Иисус говорит так? Потому что Он хочет, чтобы мы остановились, задумались, поразмышляли и поняли, что мы имеем дело с чем-то необычным. Если бы Иисус был очень-очень понятен – бам! – все сходится, все понятно, нет проблем, не нужно ломать голову, все уже у нас в кармане, незачем еще что-то понимать, все и так предельно ясно, – Он не был бы Богом. Как богочеловек Он раскрывает перед нами такой образ жизни, который ошеломляет нас, как и Сам Христос.

Вот как бы я решил эту трудность: оба утверждения истинны: Христос произнес их. И не лишено здравого смысла то, что они оба одновременно истинны. Причина, почему христианский путь труден, состоит в том, что трудно поверить в то, что он легок. Если бы мы доверяли Христу, полностью, он был бы легок. Но вера – это борьба. Павел писал: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил». До самого конца вера – это борьба. За что он боролся? Он боролся не за то, чтобы служить Богу, – это дела. Он боролся за то, чтобы доверять Ему, потому что никто за вас не может этого сделать. Я должен – я не могу рассчитывать на вас, я могу рассчитывать только на себя. И трудно идти узким путем, потому что узкий путь – это путь веры. Маленький ребенок – «…кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». Следовательно, узкий путь – это путь для тех, кто подобен детям, а никому из нас не нравится быть ребенком. Нам нравится быть самодостаточными взрослыми, что там говорить! И так трудно оставаться на пути подобия слабым детям, которое позволяет Христу работать в нас.

Вот небольшая картина: если среди вас есть художник, я был бы рад обрести вашу работу через год или два, как вы закончите ее. Один человек как-то нарисовал для меня такую картину, а я ее потерял и очень раздосадован этим. Я сказал: Нарисуй картину на тему слов Христа «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».

Итак, иго. Все знают, что такое ярмо? Большая деревянная штука, которую надевают на спину быку, или двум быкам. И Иисус говорит: У Меня есть ярмо для ваших плечей. О, правда? Уфф. Наверно, оно очень легкое, приятное… И Он говорит: Оно у Меня, возьми его, потому что оно легко. Но это – ярмо. Ярмо нужно для того, чтобы тащить плуг по каменистой почве, для работы, для труда, ярмо не подразумевает чего-то легкого. Христос сказал: Возьми его. Возьми его. Мою жизнь, Мое учение… Теперь представьте меня. Я – бык, хорошо? Я вот так стою. И Он возлагает ярмо на мою спину, Он держится за ручки плуга. У нас старомодный, с двумя ручками плуг, закрепленный в такой металлической штуковине и соединяющийся с ярмом, которое у меня на плечах. И Христос говорит: Пойдем. Нам нужно – нам нужно заниматься церковью. Или нам нужно благовествовать. Мы должны вспахать эту почву! Он берется за ручки, вот так, и говорит: Пойдем! А затем, руками суперсилача, Он делает вот так и поднимает меня над землей, вот так – правда! И затем Он толкает плуг. А я тогда… о – o – вот что Ты имел в виду! Не точно это, но что-то наподобие.

Не похожа ли – не похожа ли эта маленькая зарисовка на 1 Петра 4:11? Это самый важный стих, касающийся философии служения в нашей церкви, на мой взгляд. «…Служит ли кто…» – это касается меня прямо сейчас, так? «…Служит ли кто, [служи] по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков». Я не знаю, как еще можно на примере этой зарисовки описать это, но скажу так: Хорошо, я должен – я должен помочь Тебе с плугом, правильно? Положившись на Твою силу. Согласен? Ты держишь ручки, а я… И если я полагаюсь на Его силу, то Он толкает эту штуку. И я доверяю Ему это. Но я при этом выгляжу весьма глупо: нелегко смириться с тем, что ты выглядишь глупо, как ребенок, абсолютно зависимым. И поскольку это тяжело, то Он так и говорит, что это тяжело. Но это и легко, если остановиться и подумать хорошо. Висеть в ярме? Или быть ребенком? Нетрудно быть ребенком. Вы весь день только и получаете, что вам нужно. Если вы голодны и плачете, вам дают еду. Но никому не нравится быть в таком положении. Поэтому немногие идут узким путем.

У меня есть еще одна иллюстрация, – это было сочетание «трудно и легко». Теперь опасно и безопасно: в безопасности мы или в опасности? Когда вы решаете последовать за Иисусом, безопасно это для вас или опасно? Послушайте. Мне даже не пришлось подбирать два текста, все оказалось в одном. Луки 21:16.  «Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят». Это – обещание. Некоторых из вас умертвят. Стараться уберечь от смерти всех миссионеров вашей церкви – неудачное предприятие. Я имею в виду, нормально стремиться к этому, но это не самоцель. Если некоторые миссионеры не вернутся живыми, это не значит, что вы потерпели неудачу. Обещание Иисуса должно исполниться. «…И некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет». «Но и волос с головы вашей не пропадет. Некоторые из вас будут убиты… но и волос с головы вашей не пропадет». Что это – мне сдвинут челку перед тем как отрубить голову? Что Он имел в виду? Это удивительно. Что наш Господь Иисус Христос, сочетающий в Себе столь отличающиеся друг от друга качества, имел в виду? Он имеет в виду то же самое, что в 10 главе Матфея: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». Другими словами, не бойтесь человека: он может только убить вас. Бойтесь Бога, потому что он может отправить вас в ад.

И дальше в Матфея 10 Он продолжает: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего… вы лучше многих малых птиц». Поэтому не бойтесь, что вы можете умереть. Все волосы на голове вашей сочтены. Ни один волос не изменит цвета своего без Божьей воли. Ни одна птица не упадет на землю без воли Бога. Отец ваш знает, в чем вы нуждаетесь, прежде вашего прошения. Он полностью управляет вашей жизнью, и вам не нужно бояться смерти, потому что вы ныне же будете с Ним в раю.

Смотрю, сколько материала еще осталось, и думаю, чем бы закончить. Хорошо. В конце Евангелия от Матфея Иисус говорит, Матфея 28:18: «…дана Мне всякая власть на небе и на земле». Вся власть над галактиками, бесконечными просторами космоса. Вся власть над горными вершинами, долинами и океанами. Вся власть над растениями и животными, от миролюбивых голубых китов до микроскопических смертельных вирусов. Вся власть над погодой, землей, ураганами и торнадо. Вся власть над химическими процессами, созидательными и разрушительными. Вся власть над странами и правительствами, над «Аль-Каидой». Вся власть над бомбовыми ударами, гильотинами и массовыми убийствами в школах. Вся власть над бен Ладеном и ядерными угрозами со стороны Ирана или России, или Северной Кореи. Вся власть над политическими группами и выборами. Вся власть над сферой информации и развлечений, спортом и досугом. У Меня вся власть над образованием и университетами, ученым знанием, наукой и научными исследованиями. У Меня вся власть над экономикой и финансами, тяжелой и легкой промышленностью и транспортом. У Меня вся власть над интернетом и всеми информационными системами в мире. У Меня абсолютная власть над вселенной. «Идите, научите все народы», потому что… Это говорит Лев. Потому что Я с вами. Это говорит Лев. Лев, подобный агнцу, и Агнец, подобный льву. Я с вами. Я никогда не оставлю вас. Я никогда не покину вас. Объедините их вместе: стих 18 и стих 20. Мне принадлежит всякая власть – Я с вами. Мне принадлежит всякая власть – Я с вами. Удивительное сочетание величия и близости, способное нас обезоружить, привести к Нему, ввести в Его славу и сделать готовыми положить за Него свою жизнь, потому что Он никогда, никогда, не покинет нас в Своем могуществе и смирении. Он бесконечно достоин того, чтобы на Него взирали и наслаждались Им. Господь Иисус, мы смиряемся пред Тобой и просим, чтобы Ты подчинял нашу волю и разум Своей власти, чтобы мы взирали на Тебя, наслаждались Тобой и преображались Твоей силой. Аминь.