Бывают ли падения внезапными?
Ростислав Бабенко
(Сражаются многие – побеждают единицы).
«Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя». Прит.24:10
Вступление: В мои руки, как-то, попала книга с репродукциями знаменитых художников Европы, я бережно перелистывал ее страницы, восхищаясь работой людей, живших задолго до моего рождения. Портреты, пейзажи, причудливые натюрморты. Почему-то мой взгляд остановился на картине 18 века, на которой были изображены французские солдаты, бодро шагающие по городу. Они выглядели так мужественно и воинственно, их красивые мундиры восхищали всех смотревших на них девушек. Их несгибаемая походка внушала старикам уверенность и надежду на безопасность. Случилось так, что спустя долгое время, среди множества других книг с репродукциями, я случайно раскрыл еще одну, на картине посвященной бегству французской армии из России. Голодные, грязные одетые лохмотья, бредущие по снегу и закрывающие лица прохудившимися бабьими платками, они вызывали жалость. И как когда-то сказал Бонавентура «Противоположности поставленные рядом, становятся более очевидными», так и я случайно заметил, что обе описанные мною ранее картины лежат на столе, друг против друга, составляя некий исторический контраст. И тогда я подумал, «Это одна и та же армия, только несколько лет спустя. Я подумал: Почему они проиграли войну. В чем была причина победы одной армии и поражения другой, казавшейся такой непоколебимой»? В старании и подготовке? Возможно. У историков и генералов множество ответов на подобного рода вопросы. Но, почти все из них согласятся, что основой любых успешных военных действий есть солдат подготовленный как морально, так и физически. И пока в его арсенале есть эти два качества – он непобедим.
Если верить апостолу Павлу, наша духовная жизнь в какой-то степени война. Где есть свои победы и проигранные сражения. И цена этой баталии не нефть и газ, а человеческая душа. И ведется она не с людьми, а духовными силами, решившими однажды противостать Богу. Нас одолевают искушения, а мы противостоим тому, кто нам их посылает. Сила отвергнуть искушения есть у каждого христианина. Но порой, даже самых подготовленных ожидает внезапное и сокрушительное поражение. С грустью стоит признать: не смотря на то, что церковь подарила миру Лютера мать Терезу, Билли Гремма, множество благотворительных организаций; в ее лонах хватает корыстолюбцев, прелюбодеев и преступников. И дело вовсе не в том, что они мало времени уделяли изучению Библии и посещению церкви. Нет, многие из врагов дела Христова, никогда даже и не выходили из нее. А в чем же тогда, возникает вопрос, и как найти причину убожества духовной силы?
Из множества причин, выберем более актуальные:
1.Прерванное Богоискание. Однажды наступает момент, когда мы перестаем искать Бога, удовлетворившись достигнутым результатом.
Мы остаемся верными приверженцами закона Христова, но перестаем познавать его Законодателя. С сожалением мы должны отметить, что христианскую церковь на пути к богопознанию всегда сопровождали ряд связанных с этим проблем:
Первое. Большую часть христианской литературы мы прочитываем в первый год нашей христианской жизни. Затем происходит некое так называемое пресыщение. Подобно детям, многие верующие, наигравшись в религию, охладевают к ней через некоторое время.
Второе. Мы довольствуемся тем, что слышим в церкви и живем от проповеди к проповеди. В то время, как наши будни заполнены заботами и работой.
Третье. Не можем рассказать, что нового открыли о своем Боге, поскольку нам кажется, что все и так понятно.
Четвертое. Стоим на позиции слушать важнее, чем служить. Но не потому, что так учит Библия, а потому, что не умеем делать второе.
И наконец, пятое. Мы не читаем Библию, редко молимся, иногда посещаем богослужения.
И как результат, мы, не видя ясно Бога, не видим достаточно хорошо «эталона святости», а, не видя ясно образа освящения, мы не можем и не желаем к нему идти.
Источник этих печальных закономерностей кроется в нашей лености и ограниченности. Мы не желаем тратить наше время на углубление отношений с Богом, думая что с покаянием и спасением оно завершилось. Мы думаем, что Бог настолько мал, что Его можно постичь, прочитав случайно один раз Библию. Это не так. «…если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг», пишет Иоанн.
«Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко»[1], – убеждает нас пророк. Под богоисканием, (оно же богопознание) подразумеваю процесс, который длится всю нашу сознательную жизнь и имеет своей целью узнавать Бога через природу, историю, особое откровение, через личный опыт.
С сожалением стоит заметить, что в своем богоискании мы подобны народу, который искал Иисуса, чтобы тот накормил их[2]. Богоискание не прекращается с момента нашего покаяния, но напротив приобретает ценность и значимость. Наш процесс познания Бога можно сравнить с приобретением, большой библиотеки, с ее многочисленными полками и подвалами. В момент нашего покаяния мы лишь стали ее владельцем и стоим на пороге великих открытий, но еще многое для нас остается тайной. Блаженный Августин сказал: «Совершенно неизвестную личность любить никто никогда не сможет». Потому, желайте познавать Бога, подобно тому, как писал об этом Давид: «Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда. Подобно тому, как любящий человек желает познавать во всех тонкостях объект своей любви: глубоко и в постоянстве.
2. Неправильные акценты в богоискании.
Представьте себе человека, который неправильно ставит ударение на словах. Наверное его речь вам покажется забавной, ведь вместо слова собака он скажет «со бака», вместо памятник, вы услышите «памя тник». В какой-то момент вы будете смеяться от души. Но когда он попытается сказать вам, что-то серьезное, то вряд ли вы воспримите его так как он того ожидает.
То же происходит, когда христианин расставляет неправильные акценты в своем богопознании. Подобно крестоносцам первого тысячелетия, многие современные христиане бросаются на поле брани, но сражаются не с тем врагом и не по Божьему завету. История Церкви много раз говорила: не всегда религиозное рвение – решение всех духовных вопросов. Порой духовный пыл верующего бывает направлен на осуществление личных меркантильных, желаний человека. Можно верить в Бога, но так и не посвятить Ему жизнь; можно читать Библию, но так и остаться далеким от заповедей; можно молиться с постом, но оказаться неуслышаным. Можно служить в церкви, но погрязнуть в спорах об одежде, платках и доктрине, в то время как люди на улице будут продолжать умирать «в грехах своих».
И как результат: вместо церкви вы видите благотворительную организацию с жесткими принципами поведения и ограниченным членством. Подобно тому, как женщина, благословившая Христа, увидела в Нем, вместо Мессии всего лишь доброго человека и чуткого учителя[3]. Это происходит потому, что вместо духовного наследия мы собираем себе сокровище на земле. Подобно богатому юноше мы можем гордиться своим богатством и послушанием Богу. Но, тем не менее, наше сердце всецело предано лишь нажитому непосильным трудом, и мы не угодны Богу[4]. Это происходит еще потому, что мы скорбим о том, что недостойно слез христианина, и беспечны там, где необходимо сокрушаться и в молитве просить у Бога милости. Подобно женщинам, которые рыдали о страданиях Христа, жалея Его, в то время как Христос ждал их сокрушения по своей душе[5]. Пророк Малахия, будучи водим Духом Святым дал полезный совет подобного рода богоискателям: «Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне»[6]. Он показал еврейскому народу, что Богу не нужны бездумные фанатики и лицемеры. Он хочет, чтобы мы Его любили и искали Его воли.
Ключ к духовной победе лежит в живом общении с Богом. Общение порождает знание. Знание позволяет нам понять что угодно Богу, и поможет избежать распространенной человеческой ошибки: выдавать желаемое за действительное, свои желания за волю Божью. Поэтому и сегодня для каждого христианина звучат слова Божьей Мудрости: «Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию»[7].
И последнее, что ведет нас по пути поражения это:
3. Вера в сомнительного Бога
Или вера в Бога, который дает повод в себе сомневаться. Как-то мне пришлось посетить одну протестантскую церковь. Несмотря на некоторые доктринальные, литургические и культурные различия мнение о ней складывалось замечательное. Богослужение уже подходило к концу, когда молодой викарий (что-то похожее на дьякона в евангельских церквах), вышел читать проповедь. Темою своих размышлений он избрал текст Писания, посвященный чуду умножения пяти хлебов и двух рыбок. В целом его проповедь была интересной и наполненной множеством наставлений. Но как только он подошел к объяснению чудесного преумножения пищи, я услышал нечто странное. Он утверждал: «Чуда не было. После того, как мальчик пожертвовал своими хлебами и рыбками, взрослым стало стыдно, и они начали доставать свои продукты, припрятанные от чужих голодных глаз». Вот так Христос накормил несколько тысяч. Чудес не бывает, как бы произнес он, но Писания и Бог от этого не становятся менее актуальными, утешал он доверчивого слушателя и меня вместе с ним. Мне стало ясно, я очутился в церкви, где проповедники всему чудесному в Библии пытаются найти рациональное объяснение. И, находят. Но стоит ли?
Третья проблема нашего с вами духовного поражения заключена в том, что мы не верим Богу в трудностях. Или, если быть точным, мы не доверяем Ему, когда необходимо сделать первый шаг веры с нашей стороны. Живя в этом мире, мы мыслим рамками этого мира, думаем как окружающие нас люди, и поступаем так же. Порой подсознательно. Мы отождествляем Бога с этим миром, наделяя его ограничениями и слабостями сего бытия. Но это не тот в Кого побуждает верить нас Библия.
А ведь, не редко, единственное, что отделяет нас от уныния, это вера в удивительный Божий характер, Его провидение и величие. Божественная сила и мудрость очень велика, а поэтому нам не стоит бояться трудностей, которые ждут нас на пути следования Богу. Очень часто при чтении истории о хождении по воде, я задаю себе вопрос: «Что было бы, если бы Петр не вышел из лодки и не последовал за Господом по волнам?». Не смотря на непредсказуемость это ситуации, ответ на вопрос для нас известен – поражение и бегство.
Лекарством от поражения царь Давид считал постоянное размышление о том, что Бог делал в жизни других людей, и вера в то что он может совершить в настоящее время: «буду вникать во все дела Твои, пишет он, размышлять о великих Твоих деяниях»[8]. А другом месте Давид продолжает : «Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем»[9]. И, еще, «Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои»; В этой истине не сомневался и его сын Соломон: «Предай Господу дела твои, писал он, и предприятия твои Совершатся»[10].
Об этом повествует и песнь Ангелов, служащих Богу: «…и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!»[11]. Доверьтесь этим словам и проверьте их истинность в своей жизни.
Итог: Некто из великих китайских полководцев сказал: “Война – это великое дело государства, основа жизни и смерти, Путь к выживанию или гибели. Это нужно тщательно взвесить и обдумать”. Духовная война требует к себе не меньшей серьезности. Хотя бы потому, что цена ей или вечная жизнь или вечная смерть. Возвращаясь к ранее заданному вопросу, о внезапном поражении, хотелось бы вспомнить слова другого мудреца: «Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя[12]». Поражение не бывает внезапным или неожиданным, ему предшествует ряд досадных промахов и упущений. Так бывает и в духовной жизни. Если вы оступились, то может быть причина вашего поражения кроется в вашем нежелании искать Бога, или в неправильно расставленных религиозных акцентах, или может быть в банальном неверии. Жизненные кризисы проверяют на прочность то, что мы созидали в мирное время: убеждения, веру, принципы, привычки. И если в трудную для нас минуту мы оступились, согрешили и потеряли веру в Бога, то может, следует задуматься: «На верном ли я пути?». Если наши идеалы оказались беспомощными перед лицом надвигающейся опасности, то не сигнал ли это к тому, что пришло время менять свою жизнь? Мудрых Вам решений!