Анатомия слова
Ростислав Бабенко
В городе, где я живу, есть дом культуры, в котором по совместительству располагается клуб детского творчества. Это большое старое здание, которое, по-видимому, было построено в начале прошлого века, переживавшее немецкую оккупацию, перестройку и несколько раз капитальный ремонт. На втором этаже разбитые металлопластиковые окна, заклеенные скотчем и картоном, а на нижнем – стоят решетки. Напротив парадного входа располагается огромная лужа, которая при определенных географических условиях могла бы стать небольшим прудом с камышами и утками. За зданием располагается несколько мусорных бачков, с крышками, которые служат очень хорошим местом для встречи граждан нашего города, страдающих алкогольной зависимостью. И в довершении этой картины, на фасаде здания красуется большая надпись, которая содержит в себе не только политически предвыборный контекст, но и две синтаксических и одну стилистическую ошибку. Видимо депутат в погоне за электоратом, как-то не досмотрел, что у людей из его окружения отсутствует даже обязательное для всех среднее образование. Но, в общем, это здание позитивно отличается от других тем, что на нем вы не встретите привычных для нашего взгляда матов и граффити, что не может не радовать взгляд культурного человека. Вот такой вот этюд в багровых тонах, который является реалией в миниатюре, ярко отображающей состояние морали и культуры не только в моем городе, но и в обществе в целом. Но даже если мы на минуту закроем глаза и не будем обращать внимания, как выглядит наш город, то наши уши все равно подвергнутся атаке бескультурья и грубости, которое исходит из сердца человеческого, через уста. Слова, вот первый показатель нашего культурного уровня, социального положения и духовного состояния. И я согласен с моими коллегами, братьями и сестрами, работающими на радио, что душа народа сокрыта в его словах. В Библии, в книге притчей Соломоновых написано: «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою», и слова Христа: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Эти древние истины дают нам понять, что за слова мы будем нести такую же ответственность, как и за совершенные поступки.
У всякой сложной вещи, которые окружают нас в повседневной жизни, от калькулятора до стиральной машины, даже самый маленький винтик выполняет свою узко профильную, но ни чем не заменимую функцию. Работая со словами, я обнаружил, что, всякое слово имеет свою цель и среду обитания. И не смотря на то, что в нашем языке много синонимов, каждое слово исполняет свою особенную задачу плохую или хорошую. И нет разницы, будь то бранное слово или вековая мудрость, проклятие или благословение. Буква, цепляясь к букве, образуют слово, которое в свою очередь, воссоединившись с другими подобными ему, составляют предложение. Из предложений мы формируем свое послание, исходящее из нашего внутреннего мира, и адресованное миру внешнему. На мой взгляд, лова служат трем целям.
- 1. Через слова мы передаем информацию другим людям.
Человек создан для общения, а поэтому он не может находиться долго в уединении, где нет подобных ему. Основной функцией его есть передача информации, которая накапливается в нашей голове в течение дня, недели, месяца, года. Бог устроил человека так, что он подобно губке впитывает в себя все хорошее и плохое. И этот процесс беспрерывен и не имеет пауз. Если человек не учится хорошему, то автоматически он воспринимает негативную информацию. Если он отказывается слушать одного человека, то он обязательно найдет другого, на которого возложит функцию учителя. Можно сказать, что в определенной степени мы созданы для того, чтобы слушать и говорить; получать информацию и воспроизводить ее. Попробуйте лишить человека чего-то одного, его жизнь тот час потеряет смысл. Поэтому слова выполняют для нас незаменимую услугу, помогая понять истину, переосмыслить ее и передать другим.
- 2. Через слова мы демонстрируем свой внутренний мир, интеллект.
Слова отображают нас такими, какие мы есть изнутри. Они помогают нашему внутреннему миру выбраться на поверхность и отобразить сокровенное: услышанное, пережитое и осмысленное нами в течении всей нашей жизни. Возьму на себя смелость перефразировать крылатый афоризм, известный большинству слушателей: «поговори со мной, и я скажу тебе кто ты». Несколько минут разговора помогаю нам понять, кто есть человек и чем он живет, и какой профессией обладает. Не секрет, что люди определенного рода деятельности помимо общего лексического запаса используют профессиональную терминологию или словарные сокращения. К ним относятся медики, программисты, служители церкви, сотрудники правоохранительных органов и даже уличная шпана.
Интеллигентный человек, носитель нравственности и религиозности, использует свой лексический запас, позволяющий им в полной мере общаться с себе подобными. И напротив он стыдится использовать те фразы и реплики, которые бы его дискредитировали в глазах общественности. В то время как человек без крепкого морального стержня учит и запоминает те слова, которые позволят ему на равных общаться в его субкультуре, на должном уровне. Именно поэтому многие дети, я уже не говорю подростки, используют матерную лексику, чтобы заслужить благосклонность у старших и вызвать уважение у младших. Чем и показывают свой уровень развития.
- 3. Мы говорим для того, чтобы выразить свои желания и эмоции.
Нам мало говорить о том, что мы знаем и слышим, мы жаждем рассказывать о том, что переживает наш внутренний «я». Человек социален и эмоционально зависим от других, поэтому он нуждается в том, чтобы открыть свое сердце кому-то или поделиться своими переживаниями. Когда ему плохо он жалуется, когда хорошо смеется и говорит без умолку. Некоторые люди без помощи психолога не могут выразить то, что лежит у них на сердце. Иногда причина кроется в ограниченном лексиконе человека. У Ильфа и Петрова в произведении «Двенадцать стульев» есть персонаж по имени Эллочка – людоедка, известная многим по причине ограниченности своего словарного запаса. Она несколькими фразами отображала свои желания, свой внутренний мир и ощущения. За пределы этих фраз она никогда не выходила, да и не имела в этом никакой нужды. К сожалению, наша страна с избытком полна людьми, которые не в состоянии точно выразить то, что лежит у них на сердце. А если и в состоянии, то часто это происходит с использованием нецензурных слов или грубостей.
Но от «словесной» философии, я снова хотел бы вернуться к словам Христа: «Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься», написанные в евангелии от Матфея.12:37. Если верить Писанию, всякое произнесенное нами слово отзовется в вечности, доброе оно или злое. «В начале было Слово…», писал Иоанн Богослов, называя Иисуса Предвечным Логосом (т.е. словом). В философии греческого мыслителя Гераклита логос, это божественный источник всего сущего. У греков слово было таким же материальным предметом, как дело или какая – ни будь вещь. Оно имеет величайшую созидательную и в то же время разрушительную силу. Поэтому, тем более, немаловажно, то, какими словами пользуемся мы христиане, каждый день, общаясь к другим людям. В послании к Ефесянам в четвертой и пятой главах, апостол Павел, говоря о святости и послушании Богу, отмечает один из аспектов праведника – это чистая речь. Человеку, в чьем сердце нет Бога, с ветхой природой, свойственно говорить ложь, сквернословить, произносить дурные слова. В его природе говорить слова пропитанные ядом ненависти, пустословить и насмехаться над святостью. Далее, апостол указывает на то, что вместе с верой в Бога в нашей душе рождается «новый человек», созданный свыше, чтобы жить справедливо и свято. И слова, очищенные печатью святости, которые слетают с его уст, несут уже иной характер.
- 1. Правдивые слова.
Первое на что обращает внимание Павел в речи возрожденного Богом человека, это правдивость сказанного: «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу», записано в четвертой главе. Правдивая информация – это основа любых крепких доверительных отношений. Вовремя сказанная правда может многое изменить в жизни окружающих нас людей и сотворить чудо. Правдивые слова, произносимые нами, свидетельствуют о том, что мы любим человека, доверяем ему и желаем только добра. Напротив, когда мы говорим ложь, то невербально даем понять, что не желаем иметь с этим человеком близких отношений, мы не уверены в нем, не доверяем его порядочности. Особо Павел настаивает, чтобы мы говорили правду тем, кто также как и мы верит в Бога, и исповедует Его Сына Иисуса Христа. Аргументирует он это тем, что все мы дети Бога, есть частичками одного целого, где все должно строиться на доверии и открытости. Однажды Бог, взглянув на человеческий род, увидел, что он полностью поражен грехом и медленно умирает, разлагаясь от своих похотей и необузданный вожделений. Он посылал в мир пророков, которые говорили нам правду о том состоянии, в котором находилось все человечество. После многократного и многообразного диалога с человеком, Он послал в мир Своего Сына, который рассказал нам истину о том, кто есть Бог, что есть человек и какая участь ожидает нас в грядущем веке. Богу дорого стоила истина, люди распяли его пророков, они убили и Его сына. Но правда восторжествовала. И теперь всякий кто хочет присоединиться к Богу может и должен говорить правду.
- 2. Созидающие слова
Второй неотъемлемый атрибут христианской лексики – это слова, которые приносят пользу, созидающие слова. Можно сказать: «Ты глупец», и этим вынести человеку приговор на всю жизнь, пусть даже и справедливый. Но можно сказать: «Ты не достаточно умен», и вселить надежду в сердце собеседника.
Можно сказать, что человек бездарен и туп, но можно указать ему на то, что его нынешнее служение или труд не совсем по его силам. А затем, помочь ему найти свое предназначение в жизни. Ведь нога не менее важна, чем голова в нашем теле, хотя она и не голова. Павел пишет: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим». (Еф.4:29) Есть слова, которые направлены на то, чтоб разрушить отношения между людьми, другие лечат их лучше лекарств. Одни похожи на укол иголки, другие на взрыв атомной бомбы. Царь Давид как-то написал: «Душа моя среди львов; я лежу среди дышащих пламенем, среди сынов человеческих, у которых… язык – острый меч». И не один только он приобрел этот печальный опыт. Соломон же говорил: «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует». Апостол Павел настаивает, что христианин должен говорить только то, что будет полезно для его слушателей, будь то обличение или похвала. Даже, когда сердце христианина поселился гнев, его язык и разум должны помнить о том, что наша цель на этой земле – созидать, примирять, ободрять, указывать на истину.
- 3. Чистые слова
Библия была переведена на множество языков, некоторые из которых давно уже не используются человеком. Она до сих пор остается самой переводимой книгой на земле, и так будет продолжаться до тех пор, пока будет существовать языковой барьер между людьми. Но я знаю один язык, на который Слово Божье никогда не было переведено и надеюсь, не будет. На язык грязных и вульгарных слов.
Не так давно один из моих друзей, с которым я изучал греческий язык в семинарии, загорелся перевести Новый завет на язык понятный заключенным, иными словами на тюремную «феню». Он мотивировал это тем, что и сама благая весть была написана не классическим греческим языком, а его упрощенной формой. Да и блатная речь как-то должна сблизить бандитов с Богом. На что я и еще несколько студентов возразили. Новый завет был написан на «койне» -общенародном языке, возникшем в 4 в. до н. э. в др. Греции на базе аттического с элементами ионического диалекта. Но никак он не был языком торговок, блудниц и преступников. Бог не использует грязную речь для проповеди Евангелия, как – бы заманчиво это не выглядело. Ведь одним из атрибутов возрожденного человека есть чистая и богоугодная жизнь, приятная и красивая речь. Почему? Он письмо Христово, а не бульварный роман, неизвестного автора. Бог очистил его душу от греха. А раз душа чиста, то и язык чист.
Апостол напоминает нам об обязанности христианина следить за тем, какие слова он использует для общения с другими людьми: Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам], а, напротив, благодарение; Христианское общение с использованием «кривых» и нецензурных слов, подобно человеку, который на торжественный прием одел стильную, дорогую, но грязную одежду. Пусть она будет стоить тысячи, но большое пятно от кофе, на воротничке или засаленные манжеты, сделают ее не дороже половой тряпки. И если воду, которую используем в пищу, мы очищаем от примесей и тяжелых элементов, то насколько важно очищать нашу речь от слов, которые могут обесценить все наше послание доброты на многие годы вперед.
«Слово – не что иное, как отдаленное и ослабленное эхо мысли», сказал Гюстав Флобер. Именно по этому и по многим другим причинам, которые мы не имеем времени рассмотреть, стоит всматриваться в то, что мы вкладываем в свою голову и чем питаем нашего духовного человека. А то ведь ненароком, однажды возьмем да и выдадим какое-нибудь «горячее» словечко. Или что еще хуже, это сделают наши дети. Ведь неизменной остается вечная истина, сказанная в Писании: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. (Гал.6:7-8)
И хоть язык – это неудержимое зло, с которым трудно бороться, я хотел бы предложить вам молитву, которую вы можете говорить каждое утро перед завтраком или выходом на работу: «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой»! (Пс.18:15) Следите за своими словами. Пусть Бог вам поможет нести Его послание всем людям.