Skip links

Как преуспевать в учебе, чтобы затем преуспевать в жизни? А.А. Вялов

Когда-то (моя старшая дочь тогда только пошла в школу) я задумался о том, какие советы я собираюсь дать своим детям, когда они окончат школу…

  1. Если ты переходишь в лучшую школу (поступаешь в ВУЗ), определи сам свою цель. Неприемлемые варианты – «так хотят родители», «больше никуда не берут», «за компанию с друзьями»
  2. Осознай, что учеба – это твой личный свободный выбор и что она нужна не родителям, не преподавателям, а именно тебе
  3. Помни: образование – это не то, чему тебя учат, а то, чему ты учишься. Только самостоятельное познание – истинно ценно. Уроки, лекции, семинары и прочее только помогают самообразованию
  4. Если твои родители (или ты сам) платят за твою учебу (например, в приватной школе или на контрактном отделении в ВУЗе), пойми, что деньги лишь создают тебе условия для образования, но не дают самого образования. Образования ты получаешь сам!
  5. Аналогичная мысль: за деньги можно купить оценки и даже диплом об образовании, но не само образование!
  6. Знай, что образование и документ об образовании (аттестат, диплом) – не одно и то же
  7. Образование – от слова «образ» . Главное в нем, каким ты становишься как личность, какие перемены происходят внутри тебя, как изменяется твое отношение к жизни, к людям и к себе. Поэтому не зацикливайся на знаниях – стремись к большему – к познанию жизни, людей, себя.
  8. Дополнение: в образовании важен не только результат, но и сам процесс постижения, познания, изменений. Древняя китайская мудрость  гласит: «Отец, давший сыну рыбу, накормил его один раз. Отец, давший сыну удочку, решил проблему его пропитания на всю жизнь».
  9. Не стремись запомнить, стремись понять!
  10. Старайся найти несколько вариантов решения задачи, несколько вариантов ответа на вопрос. Те, кто ищут легкой жизни и считают, что всегда существует единственное решение, единственный ответ – ограниченные и посредственные люди. Они не смогут стать лидерами – творцами нового, но лишь – исполнителями того, что им скажут
  11. Среди своих одноклассников (однокурсников) ищи таких друзей, которые могли бы стать твоими партнерами по учебе. Будешь водиться с лентяями, безответственными и нецелеустремленными людьми  – сам станешь таким же
  12. Будь готов учиться всю жизнь. Ни одна школа и ни один ВУЗ не способны впрок обеспечить знаниями. Современный мир так стремительно меняется, что выжить в нем способны лишь те, кто не боится изменяться (приобретать новые знания, новый опыт) всю жизнь
  13. «Задача образования – не только в том, чтобы давать человеку знания, …но и развить в нем самостоятельность мышления, необходимую для творческого восприятия окружающего мира» – писал П.Л. Капица еще в 1970 г. Другими словами, сама по себе информация, без переработки ее своей головой – малого стоит
  14. Поскольку успех, открытие нового обычно находится там, где встречаются разные области знания, интересуйся не только своей наукой, предметами своей специальности, но и тем, что вам специально не преподают. Например, бизнесмену могут пригодиться знания из области психологии (как строить отношения с партнерами и клиентами) и педагогики (как обучать персонал)
  15. Как можно раньше ищи возможность применить свои знания, свой опыт. Да, начинающий программист не будет получать зарплату 1000 у.е. в неделю, однако даже при условии полного отсутствия какой-либо зарплаты, у тебя появится возможность попробовать себя в деле, увидеть каких знаний тебе не хватает, какие умения пользуются наибольшим спросом и т.п. Рассматривай получаемый тобой опыт как эквивалент зарплаты и тогда придет время, когда зарплата станет эквивалентом твоего опыта
  16. При выборе учебных курсов, покупке книг и т.п. руководствуйся правилом: «Я беру не то, что может мне пригодиться, но то, без чего я не смогу обойтись»
  17. Не падай духом, когда терпишь провал. Прежде, чем добиться успеха в создании электрической лампочки, Эдисон провел почти 1000 неудачных опытов. Он же сказал, что гений – это 1% вдохновения и 99% потения. Во всех неудачах, вопрошая Бога, не говори «за что?», а спрашивай «для чего?» Помни еще, что страшно не то, что мы совершаем ошибки, а то, что мы ничему на них не учимся! Воспринимай кризис не как приговор, а как шанс вырасти и стать сильнее!
  18. Везде, где есть люди – есть проблемы, с ними связанные. Будь реалистом и не жди, что тебя будут окружать только «белые и пушистые». Кроме того, осознай, что они – не более и не менее, чем инструмент, орудие в руках Божиих для научения тебя умению совмещать уважение и требовательность, идти на компромисс и отстаивать свою позицию. Никогда не позволяй себе чувствовать себя жертвой людей или обстоятельств.
  19. Не воспринимай людей с другим мнением как личных врагов. Ты свободен иметь свое мнение при условии, что уважаешь право других – на их мнение. Окружай себя людьми, которые не боятся сказать тебе о своем несогласии с твоим мнением и остерегайся тех, кто всегда и во всем с тобой соглашается
  20. Никогда не говори себе, что ты все знаешь и все умеешь. Никогда не останавливайся в познании, даже если обогнал многих и достиг больших успехов. Чем больше учишься, тем больше понимаешь, как много еще нужно постичь. Кроме того, успех теннисиста – не в том чтобы смотреть на табло и ликовать от своего преимущества в счете, но в том, чтобы следить за полетом мяча и реагировать на него. Поэтому не отвлекайся на самодовольное созерцание себя, но продолжай стремиться к цели. Не гоняйся за славой, она сама придет к тебе, если ты будешь видеть правильно цель и стремиться к ней!
  21. Подобная идея: никогда не стыдись своего незнания. Времена всезнаек прошли (последние патологические проявления всезнайства еще можно наблюдать в телешоу «Самый умный» и «Первый миллион»). Знание о своем незнании – первый признак разумного человека. Ощущение незнания – самый сильный побудительный мотив к поиску, творчеству
  22. «Не знать – не стыдно, стыдно не спросить». Научись не бояться задавать вопросы, если тебе что-то непонятно. Вопросы – пробуждают сознание, оттачивают мысль. Лучше быть тем, кто постоянно ищет, чем тем, кто соглашается, не понимая. Вопросительное отношение к жизни – положительное качество личности
  23. Учись отдыхать. Лучший отдых – переключение на другое полезное занятие. Не позволяй, чтобы лень мешала твоему росту!
  24. Не будь рабом денег, но и не пренебрегай ими. Учись мудро управлять своими деньгами, чтобы не ты работал на них, а они – на тебя
  25. Не давай места вредным привычкам, занимайся спортом (как минимум, делай зарядку по утрам). Не делай чего-то просто из-за того, что «так делают все», думай своей головой и борись со «стадным чувством»!
  26. Выбирая деятельность (учебу, профессию), спроси себя:
  • Ø  Какую пользу она принесет другим людям?
  • Ø  Какую пользу, кроме материальной, она принесет мне?
  • Ø  Насколько она соответствует принципам Божьей морали и Божьему призванию лично для меня?

27. Делая выбор, думай о том, какие приоритеты и ценности ты кладешь в его основу, т.к. «что посеет человек, то и пожнет». Будь готов отвечать за свой выбор перед кем угодно, а в первую очередь – перед Богом!

28. Будь достоин доверия и не работай только потому, что кто-то тебя контролирует. Научись САМ контролировать себя. Живи инициативно. Сам находи для себя дело и не жди, пока тебя попросят или заставят! Научись опережать просьбы!

29. Не бойся перемен! Молись так: “Господи! Помоги мне изменить то, с чем я не должен мириться, принять смиренно то, что не может быть изменено и мудрость, дабы отличать первое от второго”

30. Отношения, идеи и время – дороже денег. Рассматривай их как свое богатство и умело распоряжайся ими!

31. Учись учиться. Принцип 20 на 80 гласит: 20% усилий, потраченных на рациональную организацию своей деятельности (в том числе учебной), обеспечивают 80% ее успеха

  • Ø  Учись читать (находить новое, интерпретировать его, выделять главное, находить применение прочитанному)
  • Ø  Учись говорить (ясно, кратко, аргументировано, ГРАМОТНО, тактично)
  • Ø  Учись делать записи и выражать свои мысли письменно (Как составить конспект? Как написать реферат? Как оформить заявление, протокол, написать автобиографию)
  • Ø  Учись наблюдать (можно смотреть, но не видеть, можно слушать, но не слышать, будь внимателен к мелочам – ведь они и составляют жизнь!)
  • Ø  Учись анализировать, ставить цели, планировать (это – качества хорошего менеджера, умение управлять и они пригодятся тебе для того, чтобы управлять собой и своей жизнью)
  • Ø  Учись оценивать себя, свой результат, процесс его достижения (умей определить критерии, по которым определяется успех, положительные перемены и сравнить себя, свою работу с этими критериями)
  • Ø  Учись думать вообще (сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, и т.п.)
  • Ø  Учись запоминать (не зазубривать), используя разные виды памяти (слуховую, зрительную, ассоциативную), кратковременное, но частое повторение, и знание того, что логически связанная информация запоминается в 22 раза лучше, чем алогичная
  • Ø  Учись сосредотачиваться, владеть собой, позитивно смотреть на жизнь (все эти качества развиваются и укрепляются так же, как и мышцы спортсмена на тренировке)

32. Ежедневно вдумчиво читай Библию, размышляй и применяй прочитанное на практике!
33. Молись Богу, доверяя Ему все свои дела, потому что твой успех – в Его руках!