Как преуспевать в учебе, чтобы затем преуспевать в жизни? А.А. Вялов
- Если ты переходишь в лучшую школу (поступаешь в ВУЗ), определи сам свою цель. Неприемлемые варианты – «так хотят родители», «больше никуда не берут», «за компанию с друзьями»
- Осознай, что учеба – это твой личный свободный выбор и что она нужна не родителям, не преподавателям, а именно тебе
- Помни: образование – это не то, чему тебя учат, а то, чему ты учишься. Только самостоятельное познание – истинно ценно. Уроки, лекции, семинары и прочее только помогают самообразованию
- Если твои родители (или ты сам) платят за твою учебу (например, в приватной школе или на контрактном отделении в ВУЗе), пойми, что деньги лишь создают тебе условия для образования, но не дают самого образования. Образования ты получаешь сам!
- Аналогичная мысль: за деньги можно купить оценки и даже диплом об образовании, но не само образование!
- Знай, что образование и документ об образовании (аттестат, диплом) – не одно и то же
- Образование – от слова «образ» . Главное в нем, каким ты становишься как личность, какие перемены происходят внутри тебя, как изменяется твое отношение к жизни, к людям и к себе. Поэтому не зацикливайся на знаниях – стремись к большему – к познанию жизни, людей, себя.
- Дополнение: в образовании важен не только результат, но и сам процесс постижения, познания, изменений. Древняя китайская мудрость гласит: «Отец, давший сыну рыбу, накормил его один раз. Отец, давший сыну удочку, решил проблему его пропитания на всю жизнь».
- Не стремись запомнить, стремись понять!
- Старайся найти несколько вариантов решения задачи, несколько вариантов ответа на вопрос. Те, кто ищут легкой жизни и считают, что всегда существует единственное решение, единственный ответ – ограниченные и посредственные люди. Они не смогут стать лидерами – творцами нового, но лишь – исполнителями того, что им скажут
- Среди своих одноклассников (однокурсников) ищи таких друзей, которые могли бы стать твоими партнерами по учебе. Будешь водиться с лентяями, безответственными и нецелеустремленными людьми – сам станешь таким же
- Будь готов учиться всю жизнь. Ни одна школа и ни один ВУЗ не способны впрок обеспечить знаниями. Современный мир так стремительно меняется, что выжить в нем способны лишь те, кто не боится изменяться (приобретать новые знания, новый опыт) всю жизнь
- «Задача образования – не только в том, чтобы давать человеку знания, …но и развить в нем самостоятельность мышления, необходимую для творческого восприятия окружающего мира» – писал П.Л. Капица еще в 1970 г. Другими словами, сама по себе информация, без переработки ее своей головой – малого стоит
- Поскольку успех, открытие нового обычно находится там, где встречаются разные области знания, интересуйся не только своей наукой, предметами своей специальности, но и тем, что вам специально не преподают. Например, бизнесмену могут пригодиться знания из области психологии (как строить отношения с партнерами и клиентами) и педагогики (как обучать персонал)
- Как можно раньше ищи возможность применить свои знания, свой опыт. Да, начинающий программист не будет получать зарплату 1000 у.е. в неделю, однако даже при условии полного отсутствия какой-либо зарплаты, у тебя появится возможность попробовать себя в деле, увидеть каких знаний тебе не хватает, какие умения пользуются наибольшим спросом и т.п. Рассматривай получаемый тобой опыт как эквивалент зарплаты и тогда придет время, когда зарплата станет эквивалентом твоего опыта
- При выборе учебных курсов, покупке книг и т.п. руководствуйся правилом: «Я беру не то, что может мне пригодиться, но то, без чего я не смогу обойтись»
- Не падай духом, когда терпишь провал. Прежде, чем добиться успеха в создании электрической лампочки, Эдисон провел почти 1000 неудачных опытов. Он же сказал, что гений – это 1% вдохновения и 99% потения. Во всех неудачах, вопрошая Бога, не говори «за что?», а спрашивай «для чего?» Помни еще, что страшно не то, что мы совершаем ошибки, а то, что мы ничему на них не учимся! Воспринимай кризис не как приговор, а как шанс вырасти и стать сильнее!
- Везде, где есть люди – есть проблемы, с ними связанные. Будь реалистом и не жди, что тебя будут окружать только «белые и пушистые». Кроме того, осознай, что они – не более и не менее, чем инструмент, орудие в руках Божиих для научения тебя умению совмещать уважение и требовательность, идти на компромисс и отстаивать свою позицию. Никогда не позволяй себе чувствовать себя жертвой людей или обстоятельств.
- Не воспринимай людей с другим мнением как личных врагов. Ты свободен иметь свое мнение при условии, что уважаешь право других – на их мнение. Окружай себя людьми, которые не боятся сказать тебе о своем несогласии с твоим мнением и остерегайся тех, кто всегда и во всем с тобой соглашается
- Никогда не говори себе, что ты все знаешь и все умеешь. Никогда не останавливайся в познании, даже если обогнал многих и достиг больших успехов. Чем больше учишься, тем больше понимаешь, как много еще нужно постичь. Кроме того, успех теннисиста – не в том чтобы смотреть на табло и ликовать от своего преимущества в счете, но в том, чтобы следить за полетом мяча и реагировать на него. Поэтому не отвлекайся на самодовольное созерцание себя, но продолжай стремиться к цели. Не гоняйся за славой, она сама придет к тебе, если ты будешь видеть правильно цель и стремиться к ней!
- Подобная идея: никогда не стыдись своего незнания. Времена всезнаек прошли (последние патологические проявления всезнайства еще можно наблюдать в телешоу «Самый умный» и «Первый миллион»). Знание о своем незнании – первый признак разумного человека. Ощущение незнания – самый сильный побудительный мотив к поиску, творчеству
- «Не знать – не стыдно, стыдно не спросить». Научись не бояться задавать вопросы, если тебе что-то непонятно. Вопросы – пробуждают сознание, оттачивают мысль. Лучше быть тем, кто постоянно ищет, чем тем, кто соглашается, не понимая. Вопросительное отношение к жизни – положительное качество личности
- Учись отдыхать. Лучший отдых – переключение на другое полезное занятие. Не позволяй, чтобы лень мешала твоему росту!
- Не будь рабом денег, но и не пренебрегай ими. Учись мудро управлять своими деньгами, чтобы не ты работал на них, а они – на тебя
- Не давай места вредным привычкам, занимайся спортом (как минимум, делай зарядку по утрам). Не делай чего-то просто из-за того, что «так делают все», думай своей головой и борись со «стадным чувством»!
- Выбирая деятельность (учебу, профессию), спроси себя:
- Ø Какую пользу она принесет другим людям?
- Ø Какую пользу, кроме материальной, она принесет мне?
- Ø Насколько она соответствует принципам Божьей морали и Божьему призванию лично для меня?
27. Делая выбор, думай о том, какие приоритеты и ценности ты кладешь в его основу, т.к. «что посеет человек, то и пожнет». Будь готов отвечать за свой выбор перед кем угодно, а в первую очередь – перед Богом!
28. Будь достоин доверия и не работай только потому, что кто-то тебя контролирует. Научись САМ контролировать себя. Живи инициативно. Сам находи для себя дело и не жди, пока тебя попросят или заставят! Научись опережать просьбы!
29. Не бойся перемен! Молись так: “Господи! Помоги мне изменить то, с чем я не должен мириться, принять смиренно то, что не может быть изменено и мудрость, дабы отличать первое от второго”
30. Отношения, идеи и время – дороже денег. Рассматривай их как свое богатство и умело распоряжайся ими!
31. Учись учиться. Принцип 20 на 80 гласит: 20% усилий, потраченных на рациональную организацию своей деятельности (в том числе учебной), обеспечивают 80% ее успеха
- Ø Учись читать (находить новое, интерпретировать его, выделять главное, находить применение прочитанному)
- Ø Учись говорить (ясно, кратко, аргументировано, ГРАМОТНО, тактично)
- Ø Учись делать записи и выражать свои мысли письменно (Как составить конспект? Как написать реферат? Как оформить заявление, протокол, написать автобиографию)
- Ø Учись наблюдать (можно смотреть, но не видеть, можно слушать, но не слышать, будь внимателен к мелочам – ведь они и составляют жизнь!)
- Ø Учись анализировать, ставить цели, планировать (это – качества хорошего менеджера, умение управлять и они пригодятся тебе для того, чтобы управлять собой и своей жизнью)
- Ø Учись оценивать себя, свой результат, процесс его достижения (умей определить критерии, по которым определяется успех, положительные перемены и сравнить себя, свою работу с этими критериями)
- Ø Учись думать вообще (сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, и т.п.)
- Ø Учись запоминать (не зазубривать), используя разные виды памяти (слуховую, зрительную, ассоциативную), кратковременное, но частое повторение, и знание того, что логически связанная информация запоминается в 22 раза лучше, чем алогичная
- Ø Учись сосредотачиваться, владеть собой, позитивно смотреть на жизнь (все эти качества развиваются и укрепляются так же, как и мышцы спортсмена на тренировке)
32. Ежедневно вдумчиво читай Библию, размышляй и применяй прочитанное на практике!
33. Молись Богу, доверяя Ему все свои дела, потому что твой успех – в Его руках!