Skip links

Кто такой Иисус?

 Эгберт Бринк

 За кого люди почитают Меня?

 

Кто такой Иисус Христос? На протяжении всей истории мы слышали очень много разнообразных ответов на этот вопрос. Назовем некоторые из них: человек, достойный подражания; чудесный исцелитель; харизматическая личность; борец за свободу; религиозный гений; политический лидер; мученик… Удивительно, что Сам Христос задавал этот же вопрос: за кого люди почитают Меня? И слышал различные ответы: Илия, Иоанн, Иеремия, пророк. На что Иисус отвечал: А вы за кого почитаете Меня? Петр сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого! И Христос подчеркнул, что Петр не сам понял это, но Господь открыл ему: не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мтф. 16:15-17). Это же истинно и сегодня. Бог дает вам осознание того, что Иисус не принадлежит этой земле, что Он приходит от Бога, и Он Сам – Бог (1 Кор. 12:3).

 

Зачат Святым Духом

 

Всего лишь три человека не были зачаты людьми: это первые люди – Адам и Ева, и второй Адам – Иисус Христос. Поэтому Мария задает вопрос: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Луки 1:34) Ангел указывает на дающего жизнь Святого Духа. Он соткал каждого ребенка во чреве его матери (Пс. 138:13), но с Марией Он действует сверхъестественно. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Луки 1:35). Это повествование нельзя сравнивать с историей богов, распространенных в те времена. Такие истории описывали сексуальные отношения между богами и людьми, в результате которых рождались полубоги. Но в этом случае не идет речь о сексуальных отношениях между Святым Духом и Марией.

Зачатие Святым Духом значит, что Иисус произошел от Бога и что Он от той же сущности, что и Бог. И слова «рожденный от девы Марии» еще раз подчеркивают, что Он был зачат без участия мужчины. Это было созидательное Божье действие и только лишь Божье. Также это можно увидеть в родословии праотцев. В решающий момент Иосифа не называют (Мтф. 1:16). Иисус родился не по воле человека, не благодаря человеку. Это удивительный Божий акт. Великая тайна! (1 Тим. 3:16)

 

 Иисус открывает Себя

 

Иисус различными способами показывал то, что Он – Божий Сын. Во-первых, Он говорил об очень близких отношениях с Отцом (Иоанна 1:18; 10:30). И это было неслыханно! Также Он часто повторял «Я есмь» (Иоанна 8:58), что указывает на Имя Бога в Ветхом Завете. Никто ранее не осмеливался отождествлять Себя так с Богом Отцом: Видевший Меня видел Отца (Иоанна 14:9)! Он – живой образ Своего Отца. Он – Бог. И Его противникам было абсолютно понятно, что Иисус заявлял о таком высоком статусе. Когда Иисус прощает грехи расслабленному, Его противники реагируют следующим образом: Кто может прощать грехи, кроме одного Бога (Марка 2:7)? И это так! Даже люди из Назарета дивились, когда Он применял слова благодати к Себе (Луки 4:22). Он показывает: Я – Мессия, помазанный, идущий дать благодать (Луки 4:18 и дальше). Никто, кроме Бога, не может так вести себя. Во всем, что Он говорит, видно то, что Иисус обладает властью. Никто никогда не говорил так, как Он (Иоанна 7:46). И когда Он показывает Свою власть над природой, то Его ученики реагируют словами: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему (Марк 4:41)? Когда Фома, после всех своих сомнений, стоит лицом к лицу с воскресшим Христом, он кричит: Господь мой и Бог мой (Иоанна 20:28)! Иисус – вечный, единородный Божий Сын. И из-за утверждения о Своем высоком статусе Он был предан первосвященником на смерть (Матфея 26:63-66). Называть себя Единородным Божьим Сыном было богохульством. Он осужден на основании того, кем Он есть!

 

Истинный человек

 

Можно настолько сосредоточиться на божественной природе Христа, что начать преуменьшать Его человеческую природу. К сожалению, часто так и происходит. Но помните следующее: Слово стало плотью (Иоанна 1). И сейчас подумайте о «плоти» не как о «грешной», но человеческой природе –слабой и уязвимой. Сын Божий – младенец, был положен в ясли (корыто для еды). Он – настоящий Эммануил, Бог с нами, Его можно видеть, Он живет человеческой жизнью. Он взял на Себя человеческую природу, которая полностью ослабла из-за греха (Рим. 8:3). Он поистине разделил наше существование; можно сказать, что Он «влез в нашу кожу». Он пришел в этот мир, как обычный человек (Луки 2:6 и далее). Он подходит к нам очень близко. Он – один из нас. Иисус также испытывал жажду и голод, Он уставал. Таким образом, Он должен был во всем уподобиться братиям (Евр. 2:17). Он знает нашу жизнь изнутри – Он знает все вопросы, проблемы и заботы, которые сопровождают ее. Он может сострадать нам в немощах наших (Евр. 4:15). Он также знает, что такое противостоять искушениям. Просто подумайте об этом… что Он был искушен во всем… Нет ничего человеческого, чего бы Он не знал, кроме греха. Иисус – новый Адам: человек, который во всем отражает образ Божий. Нет ничего неправильного в человеческой природе как таковой. Христос не освобождает нас от человеческого существования, но освобождает нас в нашем человеческом состоянии – изнутри! Он полностью обновляет творение.

 

Бог и человек

 

Нам не дано понять, как кто-то может быть и истинным Богом и истинным человеком. Мы можем думать, что Его божественная природа должна «меняться» на Его человеческую природу и наоборот, как будто одна природа умаляет другую. Те отрывки, где речь идет о Его человеческой природе, берутся в скобки, и все внимание направлено на Его божественную природу, словно Иисус лишь играл роль человека. С другой стороны, есть искушение сказать, что Иисус отложил Свою божественную природу, пока Он был на земле, для того, чтобы показать, что Он – истинный человек. Но нельзя выбирать что-то одно. Обе природы абсолютно истинны! Он есть и остается Богом, когда становится человеком. Это непонятно, необъяснимо, но это так. Он – и сильный и слабый. Он – Сильный, но захотел стать слабым. Он провозглашается в Ветхом Завете (сравните Ис. 9:1-5 и Ис. 53). Божий Сын уникален – Он объединяет две природы в Своей Личности. Мессия – какой Он? Если бы вы собрали все Ветхозаветные тексты о Нем и проанализировали их в специально разработанной компьютерной программе, то какой бы у вас получился образ? Вы бы увидели Его силу, но и Его слабости; Его высокое положение, Его менее впечатляющее телосложение, и так далее. Вы можете «разрешить» все эти так называемые противоречия только в одной и истинной Личности Самого Христа! Эти характеристики присущи только личности Богочеловека. Этот вопрос породил множество конфликтов, и не только словесных. В пятом веке на Халкидонском соборе (451 г.) было принято решение о формуле (см. Афанасьевский Символ веры, ст. 27-35, Бельгийское исповедание веры, артикул 18-19), не ради «красного словца» или повторного объяснения, но для того, чтобы подчеркнуть как божественную, так и человеческую природу Господа Иисуса Христа, в Личности Которого они соединены неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Это не объясняет, но описывает тайну. Поэтому, когда мы спрашиваем, возможно ли, чтобы у Христа было две природы – божественная и человеческая, – нам не объясняют, как мы должны понимать это, но то так или иначе вы должны прийти к осознанию, что понять это невозможно.

Уникальный Посредник

 

Если вы все еще спрашиваете себя о чем все это, то вы должны понимать, что от этого зависит наше спасение. Если Христос – только человек, то как Он может понести грехи всего мира? Как Он может спасти все человечество от гибели, заплатить за грехи и отвратить гнев Божий? Если Иисус – только Бог, то как Он может сопереживать в наших слабостях? Это не просто догма, которую пытаются улучшить, и без которой вы можете прожить. Это – личное вероисповедание: Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1 Тим. 2:5). Сын Божий никогда не отказывался от Своей человеческой природы. Он умер, воскрес как новый Человек и не отверг Свою человеческую природу, когда восшел на Небеса. И поэтому мы можем радоваться. Он правит на небесах в Своей человеческой природе. Он может сопереживать нам во всем. Прежде всего, Его телесное присутствие – залог того, что даже наша плоть и кровь будут на небесах. В полностью обновленной форме, как образ нового человека, Божьего Сына.

(Гейдельбергский катехизис, воскресный день 18, вопрос 49).