Меж двух вод С. Головин
«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» – эти слова Спасителя записаны во всех трех синоптических евангелиях (От Матфея 16:24, От Марка 8:34, От Луки 9:3). Они настолько на слуху, что легко не заметить разницу, читая: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (От Матфея 10:38). Но если это то же самое утверждение, почему Матфей повторяет его дважды? Похоже, в первом случае Иисус обращается к тем, кто еще раздумывает, следовать ли за Ним. Во втором же Он предупреждает Своих последователей: не всякий, кто идет за Ним, подлинно является учеником, а лишь тот, кто несет свой крест, кто готов не только наслаждаться благословениями Господнего присутствия, но и платить соответствующую цену. Еще яснее эта мысль звучит у Луки: «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (От Луки 14:27).
Иерусалимский Храм нуждался в огромном количестве воды – как для жертвоприношений, так и для ежедневных крещений (ритуальных омовений) молящихся. Склоны храмовой горы были изрезаны акведуками. У южных ступеней, главного подхода к святилищу, было предусмотрено множество баптистериев, где каждый поклонник мог очиститься перед восхождением во Дворы Господни. К северу же, у овечьих ворот, располагался ряд «купален» – накопительных резервуаров и бассейнов особого назначения (жертвенные животные также нуждались в омовении). К таковым относилась и купальня Вифезда. Снисходящие к воде ступени ее были окружены крытыми колоннадами, и когда Ирод, реконструируя храмовый комплекс, решил расширить купальню, он не стал разрушать старых строений, а пристроил к ней такой же бассейн, и в итоге колоннад было пять – четыре по периметру и одна в проходе между бассейнами. Самым же крупным водоемом Иерусалима была купальня Силоам, находившаяся в отдалении, в низовьях долины ручья Кедрон. Об этих двух купальнях, Вифезда и Силоам, и пойдет речь.
«После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет» (От Иоанна 5:1-5).
Евангелист не сообщает, чем именно страдал несчастный. Также, никто не знает сегодня, с какой периодичностью случалось это «по временам», – каждые пять минут, раз в три месяца или в десять лет, – неизвестно. Можем лишь заключить, что человек, находившийся в болезни, наблюдал данное явление не раз. Он страдал своим недугом тридцать восемь лет, и все это время наверняка кто-то помогал ему передвигаться, в частности, – добираться до купальни, где человек этот проводил время среди таких же калек. Неудивительно, что «Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи» (5:9-11). Исцеленный, повиновавшись Иисусу, обрел здоровье. Но под угрозой обвинения он, даже став причастным спасительной силе Божьей, уходит от ответственности, перекладывает вину на «Того, Кто сказал» – я, мол, тут не при чем.
Тогда ревнители закона принялись искать иного виновника. «Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (5:12-14). Господь недвусмысленно предупреждает исцеленного о возможных последствиях. И что же? «Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его» (5:15,16).
Стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его. Таков плод следования за Христом человека, что не решился нести свой крест.
Другая история связана с купальней Силоам. По пути к Храму «Иисус увидел человека, который был слеп от рождения. Ученики Иисуса спросили Его: «Учитель, раз он родился слепым, то кто согрешил: он сам или его родители?» (9:1-2). Похоже, бесплодные дискуссии на темы, никак не связанные с возрастанием в любви к Богу и ближнему, не есть изобретение богословов нашего времени. «Иисус ответил: «Ни он, ни его родители, но родился он слепым ради того, чтобы Бог проявил Свою силу. Мы должны совершать деяния во имя Пославшего Меня, пока ещё день. Когда приходит ночь, никто не может работать. Пока Я в мире, Я свет миру». Сказав это, Он плюнул на землю, растёр пыль со слюной и помазал этим глаза слепого. Он сказал ему: «Пойди, омой лицо своё в купальне Силоам», что значит: «посланный». Тот пошёл, умылся и возвратился зрячим» (9:3-7).
Интересно получается. Мы знаем, что Иисус обладал силой возвращать зрение одним лишь словом (см. От Марка 10:51-52, От Луки 18:41-43), к чему же эти гигиенически сомнительные медикаментозные процедуры? К тому же, дело происходит у южных ступеней Храма, где множество баптистериев и воды – хоть отбавляй. Иисус же зачем-то отсылает слепого человека с замазанными глазами за город, в купальню Силоам.
Когда тот вернулся к своему привычному месту у храмовых ступеней, «соседи и те, кто привык видеть его просящим милостыню, сказали: “Не тот ли это человек, который, бывало, сидел там и просил милостыню?” И одни говорили: “Да, это он!”, другие: “Нет, это не он, этот человек просто похож на него”. Он же говорил: “Я и есть тот самый слепой”» (9:8,9). Прозревший не стал запираться и уходить от ответа. Испытав исцеляющее прикосновение руки Божьей, он дерзновенно свидетельствует об этом. «И тогда они спросили его: «Как ты обрёл зрение?» Он ответил: «Человек по имени Иисус смешал пыль со Своей слюной, помазал этим мне глаза и сказал: «Пойди, умойся в купальне Силоам». Я пошёл и умылся, и прозрел». Люди спросили у него: «Где же Этот Человек?» Он ответил: «Не знаю»» (9:10-12). Похоже, вот и ответ: Иисус послал слепорожденного в такую даль, чтобы исцеленный не видел, как выглядит Исцеливший, не мог по виду опознать Его.
«Тогда они отвели того, кто был раньше слепым, к фарисеям. День же, в который Иисус смешал слюну с пылью и вернул слепому зрение, был субботой. И фарисеи снова стали расспрашивать его, как он прозрел. Он сказал им: «Он натёр мне глаза грязью, я омыл лицо, и вот теперь вижу» Некоторые фарисеи стали говорить: «Этот Человек не от Бога, ибо Он не соблюдает субботу. Другие же говорили: «Как может грешник совершать такие чудеса, как эти?» И среди них разгорелся спор» (9:13-16).
Если нет согласия среди ученых мужей, – специалистов, досконально разбирающихся в Законе, нужно обратиться к эксперту. И в качестве такового привлекают, кого бы вы думали? Безграмотного попрошайку (ведь, будучи слеп от рождения, грамоте он точно не обучался)! Впрочем, это не удивительно: кто может знать о каком-либо происшествии лучше, чем очевидец? Так, не устыдившись Господнего свидетельства, прозревший получает возможность свидетельствовать еще белее дерзновенно.
«И они снова спросили у прозревшего: «Этот Человек вернул тебе зрение. Что ты можешь сказать о Нём?» И человек ответил: «Он – пророк». Но иудеи все же не хотели верить в то, что он был слеп и прозрел. Они послали за родителями прозревшего и спросили их: «Ваш ли это сын, который, как вы говорите, родился слепым? Как же он теперь зряч?» Родители его сказали в ответ: «Мы знаем, что это наш сын и что он был рождён слепым, но не знаем, как случилось, что теперь он зряч, и не знаем, кто дал ему зрение. Спросите у него самого! Он совершеннолетний и сам может за себя говорить. Его родители сказали так, потому что боялись иудейских предводителей, ибо те уже сговорились, что если кто-нибудь признает Иисуса Христом, тотчас будет изгнан из синагоги. Потому-то родители прозревшего и сказали: «Он совершеннолетний, спросите у него!» (9:17-23). В общем, ушли от ответственности. Что делать?
«Тогда иудейские предводители снова призвали к себе прозревшего и сказали ему: «Воздай хвалу Богу, сказав правду, мы знаем, что Тот Человек грешник»» (9:24). Запугивание достигло апогея. «Мы знаем», заявляют народные Вожди, и таким образом не только лжесвидетельствуют сами (ведь если бы они действительно знали, зачем было бы устраивать это ток-шоу?), но и намекают, что если его свидетельство будет отличным от их «знания», то в лжесвидетельстве будет обвинен он сам, со всеми вытекающими последствиями. Но прозревший не поддается на эти уловки: «Я не знаю, грешник Он или нет, я только знаю одно, что я был слеп, а теперь вижу!» Тогда они спросили у него: «Что Он сделал с тобой? Как Он дал тебе зрение?»» (9:25-26). И без того затянувшаяся песня вернулась к началу. «Он ответил: «Я уже сказал вам, но вы не стали слушать. Почему же вы хотите ещё раз услышать об этом? Или вы тоже хотите стать Его учениками?» Тогда они стали поносить его, говоря: «Ты Его ученик, а мы ученики Моисея. Мы знаем, что Бог говорил с Моисеем, а откуда Этот Человек не знаем» В ответ прозревший сказал им: «Странно, что вы не знаете, откуда Он, а Он дал мне зрение. Мы знаем, что Бог не прислушивается к грешникам, а только к тем, кто предан Ему и исполняет Его волю. Никогда ещё не было слышно, чтобы кто-то дал зрение человеку, который родился слепым. Если бы Этот Человек не был послан Богом, Он не смог бы ничего такого сделать»» (9:27-33).
Фарисеи не могли более сносить его саркастических комментариев. Кто здесь контролирует ситуацию, в конце концов? Как всегда случается, когда аргументы исчерпаны, они переходят на личности. «В ответ они сказали ему: «Ты всегда был грешником, с самого рождения, и пытаешься поучать нас?» И выгнали его вон. Иисус услышал, что они прогнали того человека из синагоги и, отыскав его, сказал: «Веришь ли ты в Сына Человеческого?» Тот сказал: «А кто же это, Господи? Скажи мне, чтобы я мог поверить в Него» Иисус сказал ему: «Ты Его уже видел и сейчас говоришь с Ним» И тот человек сказал: «Господи, я верую!» И поклонился Ему. Иисус сказал: «Я пришёл в этот мир, чтобы свершить суд, чтобы незрячие прозрели, а зрячие ослепли» Некоторые из бывших с Ним фарисеев, услышав это, сказали Ему: «Что? Уж мы-то, наверное, не слепые?» Иисус ответил им: «Если бы вы были слепые, то не были бы повинны в грехах, но вы говорите: «Мы зрячие», значит, грех ваш остаётся при вас» (9:34-41).
Иисус, когда Его спросили, за что страдает слепорожденный, указывает на некорректность вопроса: не «за что?», а – «для чего?»: «для того, чтобы на нем явились дела Божии» (9:3). Но не торопимся ли мы с выводами, считая, что под явлением дел Божьих подразумевается предстоявшее исцеление? Ведь исцеление произошло и в первом случае, но там о явлении дел Божьих нет и речи. Может, дела Божьи, явленные на прозревшем, заключаются как раз в том, с какой готовностью понес он свой крест, последовав за Иисусом? Не отрекся от Него перед людьми, не устыдился свидетельства Господа Иисуса Христа, был готов страдать с благовестием Христовым силою Бога (ср. От Матфея 10:33, 2 Тимофею 1:8).
**[center][/center]*
Адонирам Джадсон Гордон был известным проповедником XIX века, автором многих христианских гимнов, основатель нескольких учебных заведений по подготовке проповедников и миссионеров. Рассказывают, что как-то раз он встретил мальчика, несшего в клетке двух воробьев. Гордон спросил:
– Почему эти воробьи – в клетке?
– Я поймал их, они мои, – ответил мальчик
– И зачем они тебе?
– Я буду с ними играться, – был ответ.
– А что будешь делать, когда наиграешься?
– Убью их.
– Что ты хочешь за этих воробьев? – неожиданно спросил проповедник.
– А вам-то они на что?
– Это уже мое дело. Сколько ты хочешь за них?
– Вам не понравится моя цена.
– И все-таки?
– Пять баксов!
В те времена пять долларов были довольно крупной суммой. За десять можно было купить корову. Но Гордон достал деньги, отдал мальчику и, открыв клетку, выпустил птиц. Потом он принес клетку в церковь и, водрузив ее на кафедру, пересказал эту историю, а после добавил: «Сатана нес клетку с людьми. Бог спросил:
– Почему они – в клетке?
– Я поймал их, они мои, – ответил сатана.
– И зачем они тебе?
– Я буду с ними играться, – был ответ.
– А что будешь делать, когда наиграешься?
– Убью их.
– Что ты хочешь за них?
– Тебе не понравится цена, – ответил сатана.
– И тем не менее?
– Я хочу за них жизнь Твоего Сына.
И Бог заплатил».
Наше следование за Христом обходится Богу неимоверно дороже, чем нам. Но Он уже заплатил сполна. Теперь дело – за нами. Будем ли мы лишь наслаждаться причастностью к благословениям, которые дарует этот путь, или же, взяв свой крест, позволим Господу являть на нас Свои дела, распространяя так Свое Царство через свидетельство Христово.