Нет человека
Она сидела, закрыв лицо руками, и плакала. Сквозь слезы, отчаянно повторяла: «У меня нет человека, кто бы мне помог, кто бы просто меня выслушал и не осудил…». Эти слова, как лезвием резанули душу. Они прозвучали не от старушки, одиноко доживающей дни в доме престарелых, и не из одиночной камеры в тюрьме. Рядом со мной сидела молодая женщина, которая была частью довольно большой и успешной церкви. У нас для разговора было всего 20 минут. Мы говорили о Христе, о благодати, о любящем Боге, который всегда рядом и в глазах затеплилась надежда на перемены…
Я ехала домой. За окном мелькали дома, заснеженные полустанки, куда-то спешащие люди, но перед глазами застыла картинка: ее глаза, наполненные болью и отчаянием, а в голове крутилась только одна фраза: «У меня нет человека». И стало до глубины души больно… Это уже третий раз за месяц, я слышала эту фразу от разных людей, живущих в разных городах, посещающих разные общины.
Нет человека…
Я сама не понаслышке знаю: что значит духовное одиночество в толпе улыбающихся людей, декларирующих христианские ценности. Именно это чувство внутреннего одиночества среди «ближних» заставило меня искать Христа так, как никогда я Его не искала раньше.
Как же так получается, что люди, которые посещают собрания христиан, чувствуют себя ненужными? Кто же тогда мы, если находясь рядом с нами, люди говорят: «Нет человека»?.. Каждое воскресенье они идут в молитвенные дома в надежде на исцеление, но возвращаются домой такими же больными и отчаявшимися…
Нет человека, который бы разделил боль души…
Нет человека, который взял бы за руку и помолился без осуждения.
Нет человека, который бы помог тебе подняться из духовного падения.
Нет человека, который не осудил бы тебя за то, что ты уже месяц не открывал Библию…
Нет человека, который бы просто тебе верил.
Духовное одиночество очень болезненно. От него не спасает ни обручальное кольцо, ни улыбающиеся люди, которые выезжают с вами «на шашлыки», ни даже хорошие библейские проповеди. Оно томит не тело, а душу. Загоняет в камеру-одиночку и пытает чувством вины и стыда.
…Я знаю, что прямо сейчас, читая эти строки, некоторые из вас уже знают правильные ответы на еще не заданные вопросы. Возможно, вам кажется, что вы знаете причины, почему люди испытывают духовное одиночество и уже приготовили быстрый рецепт исцеления. К сожалению, мы иногда торопимся не там где нужно. Прошу вас, не спешите с выводами. Послушайте сердцем. Если человек упал, он нуждается в протянутой руке, в проявленной любви. Побивая камнями, вы никому не поможете подняться. Просто вспомните, как вы отчаянно боролись с грехом, но так и не решились рассказать об этом. Почему вы промолчали? Почему вы не открыли свою проблему? Ведь, если человек заболел физически, то придя домой, он не будет скрывать от близких, что плохо себя чувствует. Потому что знает, в семье о нем позаботятся, купят необходимые лекарства, заварят чай с лимоном — сделают все, чтобы помочь победить болезнь. Не правда ли странно, что в церкви, где мы называем друг друга братьями и сестрами, мы так отчаянно скрываем свои духовные болезни?
Возможно, такое поведение небезосновательно. Быть может, вы когда-то пытались открыть душу, а вас даже не выслушали… Или то сокровенное и наболевшее, что вы рассказали одному человеку, стало популярной темой «за чаем» во многих семьях. И потому мы заучиваем правильные фразы, надеваем красивые улыбки и подбираем наиболее духовные позы, чтобы никто не догадался, как там больно внутри и как там одиноко…
Мы страдаем и молчим, потому что боимся. Боимся быть осмеянными, непонятыми, униженными. Мы бессмысленно повторяем слова песен, называя это прославлением и безучастно жмем друг другу руки, считая это общением. Но не это церковь. Церковь там, где больные исцеляются, одинокие чувствуют себя любимыми, слабые обретают силы, «где двое или трое собраны во имя Мое»…
Странно, что порой христиане до хрипоты готовы отрицать очевидные проблемы, лишь бы привычный мир не рухнул. Лишь бы иллюзия счастья не рассеялась. А может, пора остановиться и задать себе вопрос: а что лично для меня значит быть частью церкви? Кого я поддерживаю? Кто может опереться на мою руку? Кому я помог подняться? Как малые дети, которые не хотят убирать и весь мусор прячут по углам и под ковриком, мы также усердно пытаемся замалчивать и припрятывать проблемы, как будто от этого станет чище, и они исчезнут сами собой. Христос никогда не «припудривал» то, что нуждалось в исцелении. Не отмалчивался там, где нужно было сказать. Это, конечно, не всегда устраивало Его оппонентов. Наверное, потому религиозные люди так легко распяли Христа и по сей день «распинают» христовых. И недаром Христос предупреждал учеников, что местом наибольшей боли и презрения станут именно синагоги и судилища, потому что знал — бить и плевать Ему в лицо будут те, кто пять минут назад отложил Священное Писание и совершил обряд молитвы…
Недавно я перечитала Евангелие с целью понять секрет притягательной силы Христа. Ведь Он был настолько чист… Но это не было препятствием для того, чтобы Ему открывали свои сердца даже самые ничтожные и падшие люди. Его святость не отталкивала, а притягивала. Конечно, Его компании не позавидуешь — блудницы, заразные больные, бесноватые. Чернь и мародеры — бомонд, который окружал Христа. Это бесило «стерильных» святош, и смущало даже учеников, которые сами недавно были серой массой. Но это совсем не смущало Христа. Его сердце было наполнено жалостью и состраданием…
Видя толпы народа, Он сжалился над ними Матф.9:36
И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Матф.14:14
Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. Лук.7:13
Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа Матф.15:32
Иисус всегда был готов помочь людям. Он не мог равнодушно пройти мимо чужой боли. Его глаза были открыты, чтобы ВИДЕТЬ! Его сердце было полно сочувствия. Он говорит: «У Меня учитесь: потому что Я мягок и кроток сердцем…» Слышите? У Христа МЯГКОЕ сердце!!! Он не отвергал сентиментальных женщин со странными выходками, кричащих детей, глуповатых учеников и маловерных просителей. Он поступал так, потому что не мог по-другому. Любить, прощать и проявлять милосердие — это естественно для Бога! Была только одна категория людей, которая Его возмущала и приводила в негодование — святоши. «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их». Плеть Христа прошлась по их представлению о служении в храме, расчищая дорогу тем, кто нуждался в Боге. Я не знаю, что сегодня бы попало под плеть Христа в наших молитвенных домах, но Он сделал бы все, чтобы больные стали здоровы, а голодные — сыты и те, у кого нет человека, почувствовали Его руку.
Любовь, терпение, мягкость, доброта, сопереживание, сочувствие — это то, чего так не хватает в современной церкви. Мы преуспели «в картинке», но начали утрачивать сердечность. Как же так вышло, что у последователей Христа, гордо несущих звание «христиане», сердце становится равнодушным к чужой боли? Можем ли мы называть свои собрания «собраниями поклонения», если не видим нужду и боль ближнего? Почему так происходит? И пока я нашла лишь один ответ: все начинается с сердца. Проблемы во взаимоотношениях между нами — это эхо проблем во взаимоотношениях с Богом.
Иисусу не нужно было читать нравоучений о любви к ближнему, потому что Он знал Отца. Он был пропитан Его любовью. Это Отец через Него исцелял слепых, утешал разбитых горем людей, дарил новую жизнь «отбросам общества». Иисус знал Того, Кого большинство из нас не знает так, как должно знать. Он пришел, чтобы открыть нам Отца. Открыть нам Бога, исполненного любовью к омертвелому, изъеденному злобой, пропитанному ненавистью человечеству. Бога, пожелавшего усыновить нас. Бога — богатого милостью, прощающего и не вспоминающего вину. Благого Бога. Бога, внимательного к нашим повседневным нуждам. Бога, делающего все из любви и для блага. Иисус верил в такого Бога! Он знал такого Отца! Потому Его жизнь была наполнена любовью, состраданием и милосердием.
Я часто с болью понимаю, как мало знаю Отца и осознаю это чаще всего, когда просто не хочу кого-то видеть и безучастно жму руку. В эти моменты я задаю себе вопрос: зачем я здесь и кому это надо?..
Богу не нужны ритуальные собрания. Он не нуждается в наших, часто не очень удачных песнях. Нет ничего магического в стенах молитвенных домов. И если мы наедине не переживаем близости с Богом, то Он не станет ближе только от того, что мы переступили порог дома, в котором собирается церковь. Сам Иисус сказал, что истинное поклонение происходит в Духе и потому место не имеет значения. Собрания нужны нам для того, чтобы с любовью помочь друг другу расти в любви к Отцу. Павел пишет Ефесянам: «чтобы вместе со всем святым народом Божьим постигнуть ширину и длину, высоту и глубину любви Христа и познать ее, хотя она и превосходит всякое познание». Вот что должно происходить, когда мы собираемся вместе.
…Как мы ловко обмануты. Мы ищем Бога на сцене, а Он сидит рядом с нами в рядах. Мы думаем, что поклоняемся Ему в песнях, а Он говорит, что истинное поклонение — это делать добро, искать правды, спасать угнетенных, защищать сирот, вступаться за вдов.
… Что же делать, чтобы не превратиться в общество, о котором будет плакать Бог? Чтобы Христу не пришлось брать плеть и снова прочищать дорогу для тех, кто пришел к Богу, но за нашими спинами, не видит Его лица?
Во-первых, необходимо понять, что слова: «Берегитесь фарисейской закваски, то есть лицемерия!», — были сказаны Иисусом не к посторонним людям, а к ученикам. Опасность фарисейства была для учеников такой же реальной, как и опасность быть гонимыми за искреннюю любовь к Отцу. Нам необходимо отказаться от христианской гордости и признать, что не все так гладко. Но не спешить искать проблемы в других, а протестировать свое сердце. Почему вообще лично я посещаю собрания верующих? Что движет мною: любовь к Отцу и отцовым, или привычка? Почему жертвую? Чтобы помочь другим или откупаюсь от Бога? Для кого пою? В первом послании к Коринфянам в 13 главе Павел утверждает, что если между нами нет любви, то все великие деяния, песни прославления, молитвы, чудеса, знамения, причастия подобны просто звону и грохоту железа. Это шум, от которого нет никакой пользы. Без любви наши сердца превращаются в высохшую землю, на которой ничто не растет; в водоемы без воды. И потому, соприкасаясь с нами, люди твердят: «Нет человека».
Во-вторых, нам необходимо признать, что мы не являемся источником Любви. Мы не можем любить по приказу. Дали установку — и с понедельника исполнены благодатью до краев, мироточим любовью и дружелюбием. Без Христа мы банкроты. Нам ежедневно необходимо искать всем сердцем Того, Кто силен сделать обозленное ничтожество благословенным сосудом, исполненным любви.
Он — Источник. Он Тот, в Ком мы можем черпать благодать. И Он готов дать нам гораздо больше, чем мы просим или о чем помышляем. Вкусите, как благ Господь! Ему не нужны ритуальные молитвы, Он хочет общаться с нами в прохладе дня. Богу не нужно наше, Ему нужны мы! Наши сердца, уставшие от рабства религиозности, в которое сами себя загнали. Ведь отношения с Богом — это гораздо больше, чем просто читать Библию и молиться утром, вечером и три раза перед едой.
Он — личность! Он — живой! Он — настоящий! Он любуется своим творением и хочет разделить с нами красоту каждого рассвета. Он Художник и желает, чтобы мы наслаждались Его шедеврами. Отношения с Богом — это шепот Отца в сердце. Это руки – нежно утирающие слезы. Это тихие беседы о будущем. Это наставления Отца, и всегда открытый взгляд Неба! Он хочет ввести нас в прекрасный мир, в котором все строится из любви. Это – то золото, из которого выплавлена Его любимая Церковь!!! В этом мире послушание это отклик, а не способ привлечь к себе добрый взгляд Хозяина. Здесь нет страха, потому что крест удалил пропасть между нами и Богом! Завеса разорвана! Объятия раскрыты! Бог зовет тебя и меня в эти отношения! Ведь на самом деле именно этого ищет наша душа со времен Эдема, и именно это привело нас когда-то к кресту…
…Я не говорю сейчас о медитации или о чем-то мистическом. И не пропагандирую «христианский буддизм». Я говорю о реальных взаимоотношениях между человеком и Богом. Мне не внушают доверия, люди, которые настолько высоко летают в «отношениях с Богом», что их нигде не видно на земле. Любовь к Богу всегда действенна и практична. Она проявляется и на кухне, и в общественном транспорте, и на работе, и за рулем. Близость с Богом ярче всего выражается в том, что мы становимся ближе к окружающим нас людям. Она проявляется: в терпении, уважении, просто в добрых делах. Посмотрите на Христа. Близость с Отцом, не сделала Иисуса, оторванным от действительности. Он жил среди нас. У Него были такие же будни, с работой и трудностями. У Него были руки скорей с мозолями, чем с четками. Но обычная жизнь не отдаляла Его от Отца, потому что Он хотел быть с Ним! Чаще всего нашей близости с Богом мешает не недостаток времени, а отсутствие желания.
Дай Бог нам стать людьми с добрым и чутким сердцем, с сердцем Христа. Быть исполненными любви и сострадания к тем, кто упал или нуждается в поддержке. Чтобы находясь в нашем обществе, люди не твердили отчаянно: «Нет человека». Ведь на самом деле, надо не так много — просто выслушать человека, не осудить, «встать в проломе» за него в молитве. Любовь и принятие — ведь это так просто. Войдите в новый год с желанием всем сердцем любить Бога и любить ближнего! К Богу и друг к другу имейте те же чувства, что и у Христа к Отцу — это и значит быть Его Телом, Его любимой Церковью.
Автор Дубовик Наталья