По пути Лота
«Хорошо-то как!» – выдохнул он, и сердце его учащенно забилось. Роскошная равнина пленила с первого взгляда. Больше никакой зависимости от чужих решений, больше никаких мучительных странствий! Вот она свобода! Вот она стабильность! Вот она мечта в реальности! Вот он рай на земле!
«И ничего, что жители Содома грешны и злы. Главное не то, что вокруг, а то, что внутри меня! Я достаточно убежденно верю в живого Бога!» – наверное, так думал Лот, рассматривая окрестности Содома, и так думает всякий, кто слишком доверяет своим глазам. Он быстро принял решение. А что тут думать, когда все ясно? Зачем спрашивать Бога об очевидном?
Если бы он только знал…
Катастрофа в жизни Лота началась не во время его пребывания в Содоме, а вот здесь, на холме, где глаза определили курс его будущего и будущего его семьи. Если бы хоть на секунду он мог перенестись туда, где за считанные минуты он станет нищим вдовцом, потеряет всё, чем так дорожил, где многообещающая перспектива превратится в пылающий ад… Но на момент выбора, путь Лота был заманчив, равнина плодородна, а наличие по близости Содома – перспективно.
Каждый из нас сталкивается с искушением «плодородных равнин». И, стоя на холмах жизни, нам приходится принимать решение: верить глазам или Тому, Кто помогал, идти до этого момента. Авраам отдал предпочтение водительству Бога, Лот – тому, что видели глаза. Здесь, на холме казалось все предельно ясно. Как в поговорке: «Кто смел, тот и съел». Лот ухватил лучшее. И их пути разошлись. А жизнь пошла своим чередом: процветание и успех – у Лота; странствование и ожидание обещанного – у Авраама.
Иногда говорят, что верить легко, что люди, выбирающие путь веры, уходят от ответственности, взваливая все на Бога. Но Авраам бы не согласился с такими заявлениями, потому что он не просто говорил, а шел этим путем. Он бы рассказал, как не просто идти «на ощупь», и верить Божьему голосу больше, чем тому, что мы называем «реальностью». Не раз, руководимый страхом, он поступал не как муж веры, а как перепуганный мальчишка, попавший в переделку. И, возможно, иногда Аврааму казалось, что там, на холме, он проиграл, отдав право выбора Лоту, что упустил такой замечательный шанс, ведь Лот живет и процветает, с каждым днем становится богаче, и у людей в почете. Но Бог приходил и укреплял его веру, радовал Своим присутствием, и жизнь в шатре налаживалась, а глаза опять светились небесным покоем.
Я знаю, что для каждого живущего верой, – это болезненный момент, когда те, кто шли рядом, разделяли с тобой видение, беды, радости, вдруг уходят в сторону. Когда они выбирают то, что вожделенно для глаз и забывают о тебе. Они процветают, а ты странствуешь. Они раскидывают шатры, а ты опять в поисках Божией воли: куда же идти дальше? Интересно, что даже, когда они попадают в переделки, тебе приходится часто стоять за них в молитве и буквально отбивать у врага, но ни благодарственных писем, ни благотворительных взносов, ни слов благодарности… И невольно из сердца вырывается немой вопрос: «Почему? Почему у них так все просто, а у нас так все сложно?» Наверное, из всех вопросов, задаваемых Богу, именно «почему» чаще всего остается без ответа. Бог просто говорит: «Верь, не смотри по сторонам и следуй за Мной». И Авраам следовал вопреки сомнениям, усталости, страху, вопреки непониманию того, что происходит, просто следовал, и в этом проявлялась его вера.
Самое большое дело веры, которое мы можем совершить сегодня и на протяжении всей своей жизни, это просто идти туда, куда ведет Бог. Идти, не огорчаясь, на то, что «лоты» оставляют нас. Идти, не отвлекаясь на заманчивую жизнь. Идти вопреки сомнениям, усталости, непониманию и страху. И пусть сердце будет сотни раз разбито – Бог никогда не оставит в отчаянии, Он придет и поднимет из самого глубокого упадка, восстановит силы, укрепит веру, и в глазах опять отразиться звездное небо, а в сердце прозвучит «не бойся, Авраам (Дмитрий, Николай, Александр); Я твой щит; награда твоя весьма велика!»
А как же Лот? А Лоту все ближе становился Содом, и не потому, что он чувствовал призыв идти и рассказать им о Живом Боге. Просто Содом входил в его бизнес интересы. И вместе с этим сближением его глазам открылся не только вид плодородных равнин, но и беззакония людей, в обществе которых теперь он уже жил. Апостол Петр охарактеризовал это так: «Для его праведной души было каждодневной пыткой видеть и слышать, что они творят». Думал ли тогда Лот, стоя на холме, что нахлынувшая радость, сменится каждодневными душевными пытками? «Да, если бы он знал, где упадет, то соломку подстелил бы…» Но, это не тот вариант. Знал ли Лот, куда идет? Знал. Уже на момент решения жители Содома славились своей жестокостью и развратом (Бытие 13:13). Просто Лот видел то, что хотел видеть. Он из правды выбрал то, что ему понравилось, а на остальное закрыл глаза. И дело не в том, что Лот был безбожником, нет, он назван праведником. Но его праведность не преодолела разврата содомлян, более того, даже семья не стала на путь следования за Богом, а предпочла жить, как все. Мечтал ли он о жизни в душевных муках, о том, что семья забудет живого Бога и о таком финале? Ведь именно о нем и можно сказать: «Спасен, как головня из огня».
Когда в очередной раз вы станете перед любым жизненным выбором, когда перед вами откроется «перспективная равнина возможностей», не спешите принимать решение. Закройте глаза, чтобы заманчивая картина померкла хотя бы на несколько секунд, и вы в молитве смогли увидеть Бога. Вспомните финал Лота, и подумайте, а стоит ли? Стоит ли ради процветания и временного благополучия рисковать своими детьми? Стоит ли кресло влиятельного человека жизни в каждодневных муках? Стоит ли менять близость Бога на близость Содома? Стоят ли нынешние приобретения будущих потерь?
Как бы ни был велик соблазн, как бы ни блестел плод на дереве познания добра и зла, как бы ни были перспективны обещания и убедительны доводы разума, мы должны всегда помнить: путь Лота – это путь поражения, душевных мук и существенных потерь. Путь веры, как бы ни был он непредсказуем и на первый взгляд бесперспективен, – это путь победы, расцвета и благословения!
Не ищите легких путей, ищите Божьих!