Skip links

PR и журналистика по-христиански (Андрей Мурзин)

Вы — соль земли… вы — свет мира.

Недавно побывал на конференции РІСУ «Церква в інформаційному суспільстві».  Под впечатлением от лекций и дискуссий продолжаю размышлять: какой должны быть христианская журналистика и PR служба?  Я не журналист, не специалист по PR и не претендую на экспертное мнение.  Но вижу в Божьем откровении ряд важных принципов, применимых везде и, в том числе — в сфере информационной работы.  На мой взгляд, этим истинам не уделяется достаточно внимания.  В результате, христиане-журналисты и пиарщики порой опускаются до копирования мирских методов, неприемлемых для Божьего царства.  Давайте вспомним некоторые библейские принципы, которые помогут в развитии информационного служения церкви.
Попытаемся ответить на вопрос: какой должна быть работа христианина в сфере журналистики или пиара?  Независимо от того, светским или церковным является издание (организация), как следует поступать христианину в этой области?  Я не могу рассуждать об авторах-атеистах и представителях других религий, т.к. этические принципы их работы мне неведомы.  Но мы, христиане, имеем четкую мировоззренческую базу, основанную на Божьем слове.  Итак, когда христианин работает журналистом, или занимается связями с общественностью, то на какие из Божьих заповедей он должен особенно обращать внимание?
Первый фундаментальный факт христианского мировоззрения — это богоцентричность.  Весь этот мир сотворен Богом, всё творение принадлежит Ему и призвано отражать Его славу (Псалмы 18:2-5;  23:1-2; 150:6).  Более того, Господь не далек и не отстранен от нас, но наоборот — близко интересуется абсолютно всеми делами и мыслями абсолютно всех людей в этом мире: «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: Он создал сердца всех их и вникает во все дела их» (Псалом 32:13-15).  Поразительно, что великий Творец и Вседержитель вникает во все (!) наши дела и видит наши сердца.
Следовательно, жизнь христианина не может, не должна делиться на «светские» и «религиозные» сферы.  Нельзя быть «верующим в личной жизни», а на работе — сотрудником светской организации, который как одежду снимает с себя свое христианство.  Христианин всегда и везде, в любом месте и в любом виде деятельности, конечно включая работу, призван славить Бога, исполняя Его волю:
И всё, что вы делаете, словом или делом всё [делайте] во имя Господа Иисуса Христа… (Колоссянам 3:17).
Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию. (1 Кор. 10:31).
Таким образом, первый базовый принцип для христиан-журналистов и пиарщиков — славить Бога своей профессиональной деятельностью, равно как и всей своей жизнью.  То, о чем христианин пишет и говорит, и как он об этом пишет — всё должно подчиняться цели прославления Бога.  Да ведь каждый из нас и ежедневно молится об этом: «… да святится имя Твоё… да будет воля Твоя и на земле, как на небе».

 

В этих словах Господней молитвы хорошо видна связь между славой Бога и исполнением Его воли.  Отсюда вытекает следующий принцип для христиан в журналистике.  Любая наша деятельность (в т.ч. профессиональная) славит Бога при том условии, если соответствует Его воле, подчиняется Его законам, заповедям.  Абсолютно все христианские заповеди должны соблюдаться мною на рабочем месте, если я христианин.  Журналистика и PR не могут быть исключением.  Мы привыкли к тому, что СМИ живут по своим законам: побольше сенсаций, скандалов, привлечь внимание публики любой ценой — лишь бы рейтинги росли.  Мы знаем, что обычно PR — это представление себя и своей организации в максимально выгодном свете, часто вопреки тому, каковы мы на самом деле (защита мундира!).  Мы настолько привыкли к этому, что порой заимствуем и копируем мирские стандарты и подходы в своей работе.  Но «это же не наши методы»!  Многие из них совершенно неприемлемы для учеников Христа.
Вспоминается пример из общения в интернете — сегодня важнейшей сфере информационного пространства.  Замечали, что христиане в блогах, форумах и т.п. позволяют себе более грубый, бесцеремонный стиль разговора, чем в реальном общении?  Почему?  Однажды мне объяснили так: это, братец, интернет, тут такие нравы!  Но кто определяет эти нравы?  Почему христиане соглашаются с ними?  Разве христианские принципы кротости, смирения, почтения, снисходительности, нежности, братолюбия не распространяются на виртуальный мир?  А может дистанционность и обезличенность виртуального общения кажется нам удобным прикрытием грубости, раздражительности и хамства?
Некоторые помнят, что «партия — ум, честь и совесть…».  Сегодня мы насмехаемся над этим лозунгом.  Но ведь идея об особой группе, которая является «совестью» человечества, несёт ответственность за моральное состояние общества — евангельская!  Это Своему народу Господь Иисус сказал: «вы – соль земли… вы – свет мира».  Соль хранит от порчи, от морального разложения.  Свет побеждает тьму греха и зла.  Церковь должна своим присутствием, словами, любовью, добрыми делами преображать этот мир.
Если христианин — журналист или пиарщик, то его профессиональная деятельность должна быть подчинена и этой цели.  То, что и как он пишет, как он поддерживает «связи с общественностью» — всё это так или иначе должно способствовать моральному очищению общества.  Здесь невозможно занимать какую-то «нейтральную» позицию.  «Вы — соль земли…»  Если общество испортилось, значит «соль потеряла силу», плохо выполняет свою функцию.  Некого винить, кроме себя.  Церковь — это ты, я, все христиане вместе.  «Всё, что вы делаете, словом или делом…» — каждым своим поступком мы должны служить Божьему царству.  Работа в информационном пространстве — не исключение.
Что имеют в виду, говоря: «задача журналиста — просто объективно освещать информацию»?  Конечно, нужно стараться не искажать факты, представлять информацию максимально правдиво.  Но если этим хотят сказать, что журналист должен занимать некую нейтральную позицию к окружающей действительности, то это ошибка.  Ведь мир — поле битвы.  Мы боремся с грехом, сражаемся против сил зла, подвизаемся за веру.  Нейтральной полосы нет.  Спаситель сказал: «кто не собирает со Мною, тот расточает».
Не бывает нейтралитета и в таком смысле: журналист всегда избирателен.  Он всегда выбирает, какие факты освещать, а какие — нет, какие цитаты привести, а какие опустить.  В том, что он выбирает, обязательно проявляется его нравственная и жизненная позиция.
И здесь мы подходим к важному практическому принципу журналистики для христианина: что следует писать и говорить?  Конечно, общая библейская заповедь здесь может показаться очевидной: «говорите истину каждый ближнему своему» (Ефесянам 4:25).  Но христианское понятие истины — комплексное.  Это не просто фактическое соответствие описываемым событиям.
Вообразим, что Вася меня обидел (согрешил), а я пошел и рассказал об этом Пете.  Сказал ли я истину?  Факты я не исказил.  Вася действительно меня обидел.  Но я начал сплетню.  О грехе Васи я не должен сначала говорить ни с кем, кроме него (Матфей 18:15).  Когда я начал рассказывать о его грехе другим, мои слова перестали быть истиной.  Призвав говорить истину, апостол Павел ниже уточняет особенности этой истины: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Ефесянам 4:29).
То есть, христианин не может говорить (писать, вещать) окружающему миру всё подряд, лишь бы только оно соответствовало фактам.  Является ли моё слово (сообщение, репортаж) добрым?  Будет ли это доставлять благодать слушающим?  Поможет людям хоть чуточку приблизиться к Богу, к добру?  Или еще больше ожесточит и без того злые сердца?  Светские СМИ в основном вещают «чернуху» об убийствах, обмане, супружеских изменах, извращениях, воровстве и т.д.  Вроде и факты не искажают, тем более что таких фактов кругом — море, ведь «мир лежит во зле».  Да только назидают ли такие факты людей в вере?  Помогают ли им стать добрее, чище?  «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.  Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого. (1 Коринфянам 10:23-24).  Каждое дело христианина должно быть подчинено принципам Божьей славы и духовной пользы человека.
Мысль о том, что нужно говорить только истину (и какую истину!) подводит нас к теме критики церкви.  Церковь обязательно должна быть самокритичной и принимать критику, но формы и степень публичности выражения этой критики не произвольны.  «… обличи его между тобою и им одним.» (Матфей 18:15).  Публичность обличения греха должна соответствовать публичности самого греха, а иначе это обличение не полезно никому.  Если я рассказываю Пете о Васином грехе, то это не полезно ни одному из нас троих.  Эта сплетня не созидает, а разрушает.  Если кто-то в церкви впал в роскошь и сребролюбие (у кого какие машины, часы, мобилки…), то кому прежде всего нужно об этом говорить?  Тому, кто грешит.  «Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух…» и так далее.  В этом отрывке (Матфей 18:15 и далее) Христос дает нам четкую инструкцию внутрицерковного обличения греха.  Полезно ли вынесение грехов церкви на всеобщее обозрение?  Какая будет реакция неверующих?  Покаяние?  Вряд ли.  Скорее, они найдут в этом еще один повод оправдать свое неверие: вот! Я же говорил, что религия – это просто бизнес!
Итак, критика, т.е. обличение, церкви необходимы.  Ведь принятие обличения — это путь покаяния, смирения, признания своего несовершенства, путь роста и т.д.  Но звучать обличение должно один на один, либо в том кругу церковных людей, на которых в данном случае Бог возложил ответственность за обличение и исправление проблемы.  Писание налагает особые требования на обличение государственных и церковных властей (Деяния 23:5;  1 Тимофею 5:19), родителей и вообще старших (1 Тимофею 5:1-2).  Апостол пишет о безумии нечестивых, которые надменно дерзают «злословить то, чего не знают», тогда как архангел Михаил не посмел произнести укоризненного суда даже на диавола (Иуда 8-10).  Мы должны проявлять особую осторожность и искать мудрости от Бога, когда решаемся обличать.
Когда одни христиане критикуют других в общественных СМИ, на сайтах, в блогах — это почти как «брат с братом судится, и притом перед неверными» (1 Коринфянам 6:6).  Для мирских журналистов критика церкви — это скандал, рейтинг, успех и злорадное оправдание своего неверия.  Но тем, кто называются христианами, апостол пишет: «К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?» (1 Коринфянам 6:5).
Если же поставить вопрос: «должны ли христиане критиковать общество?», то этого мы уже касались, говоря о церкви как «соли и свете».  Выносить нравственную оценку, обличать зло, призывать к покаянию — это пророческая функция церкви в мире. Христиане могут и должны использовать все средства, в том числе и СМИ для исполнения этой функции.  Только и это дело непростое.  Во-первых, за горькую правду можно поплатиться свободой а то и головой, как Иоанн Креститель и Гонгадзе.  Не все христиане готовы на это, хотя должны быть.  Может быть, поэтому мы охотнее критикуем пропаганду гомосексуализма, чем чиновничий беспредел?  А во-вторых, чтобы критиковать мир, церковь сама должна заметно отличаться в лучшую сторону.  Сначала свое бревно…  Поэтому, как уже сказано, самокритика в церкви необходима, но только по правилам, данным Христом.
И в заключение давайте рассмотрим несколько отрывков из первого послания апостола Петра, где есть ряд принципов построения связей церкви с общественностью.
Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников… провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.  (2:11-12).
Христиане — граждане грядущего царства, и поэтому в падшем мире неизбежен конфликт.  Язычники всегда будут злословить церковь.  Наша задача — жить свято и праведно, чтобы дать им свидетельство добрых дел.  Главная задача христианского PR — не создавать «имидж», а действительно быть добродетельными.
Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли… — ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей… (2:13-15).
Апостол указывает, как церковь должна закрывать рот безумным клеветникам этого мира.  Не защищаться, не отбиваться, а… делать добро.  Ниже он напоминает, что несправедливые нападки на церковь и наши страдания угодны Богу, ибо Сам Христос прошел этим путем:
Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо… если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. (2:19-21).
Все мы помним, что Спаситель молча принимал обвинения и клевету, не защищался, но доверял Свою защиту Богу Отцу:
Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. (2:23).
Далее в третьей главе Петр снова возвращается к теме блаженства несправедливых страданий, призывая нас не бояться того, чего боится этот мир (3:13-14).
Но значит ли это, что христиане вообще никогда ничего не должны говорить в защиту своей веры?  Вовсе нет!  В следующем стихе (3:15) апостол призывает нас всегда быть готовыми дать ответ (греч. апология) в тех случаях, когда нас спрашивают о нашей вере.  Вот когда нужно отвечать!  То есть, вопрос неверующих и злословие — это разные ситуации.  И опять же, нашим главным ответом злословящим и гонителям должна быть добрая совесть, добрая жизнь (3:16).  А страдания за добро — это путь Христов (3:17-18).
В четвертой главе Петр еще раз возвращается к теме несправедливых страданий за веру, за Христа (4:12-13), и призывает нас радоваться этим скорбям.  И если причина злословий — наша вера во имя Христово, то мы должны воспринимать эту участь как блаженство (4:14).  Но вот это как раз является важным условием: «за имя Христово».  А ведь бывает, увы, что те, кто называется христианами, навлекают на себя критику «за дело»:
Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. (4:15-16).


Вот чего должны мы бояться!  Чтобы церковь не оказалась виновной в тех же грехах, что и мир!  Огромная разница — между клеветой, нападками за Христа и теми случаями, когда нас есть за что критиковать.  Печально, что иногда представители церкви оказываются «посягающими на чужое», мошенниками, корыстолюбцами, обманщиками, пьяницами.  Необходимо настоящее покаяние и очищение церкви.  Вот здесь как раз нужна внутренняя самокритичность церкви, ибо, если мы не каемся сами, тогда суд приходит извне, и тогда не поможет никакой пиар: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.  Будучи же судимы, наказываемся от Господа…» (1 Коринфянам 11:31-32).

Возможно, эти библейские заповеди знакомы многим.  Я лишь пытался показать их практическое применение в информационной сфере.  Апостол писал, что «…Писание богодухновенно и полезно… да будет… Божий человек ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тимофею 3:16-17).  Господь дал откровение, чтобы освящать им все аспекты нашей жизни.  «Слово Божье живо и действенно…» (Евреям 4:12).  Надеюсь, что христиане разных конфессий продолжат обсуждать и исследовать эту тему, чтобы наша работа в информационном пространстве приносила славу Божьему имени и созидала Его царство.

Андрей Мурзин